-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

БЫТЬ ЧАСТЬЮ

2 комментария

Просматривая фильм о преследованиях отделенных баптистов в СССР, я почувствовал себя частью это почти забытой истории. Истории, которая уходит сквозь века к началу евангельского христианства, всегда гонимого, всегда бескомпромиссного, революционного. Многое теперь кажется крайностью, фанатизмом, сектантством. Отчасти, тем оно и было. Но в евангельском радикализме наряду с крайностями были также сильный дух, сплоченное братство, неподкупная верность. Думается, Бог многое прощает, когда есть главное – желание следовать за Ним, куда бы этот путь не вел; когда есть любовь, не считающаяся с жертвами.
Смотрю на фотографии верующих советских лет – простые лица, но светлые. Люди не имели доступа к образованию, но милостью Божьей получали высшую мудрость. Лишь сегодня начинаем это ценить – знаний много, дипломов, книг, а света мало, мудрости – дефицит.
Я высказывал много критических замечаний о советском баптизме. В большинстве своих проявлений он оказался тупиковым направлением – не смог вырасти в мощное евангельское движение, так и остался контркультурным, сектантским. «Отделенные» баптисты научились сражаться с безбожным режимом, но после окончания войны мирной жизнью жить так и не научились, оружие обратили на своих же христиан. Религиозное диссидентство, как и политическое, не смогло воспользоваться новыми возможностями эпохи свободы, потерялось в большом мире и, потерявшись, закрылось в своем мире, малом.
Но если смотреть не на сам этот мир – малый и закрытый, а на христианство в его вселенском масштабе, то все эти движения вполне вписываются в историю церкви, в которой всегда были церкви и секты, конформисты и радикалы, либералы и фундаменталисты. История советского времени должна быть частью истории всемирной. Лишь тогда можно быть спокойным – в таком масштабе гасятся наши крайности, выравниваются перегибы, компенсируются недостатки. Бог управляет историей церкви, поэтому допущенные нами ошибки Он снисходительно исправляет. Эту истину – быть частью большой истории - я понял уже давно, а потому смотрю на своих братьев-фундаменталистов без осуждения. Но есть и другая истина, о которой я задумался лишь сейчас.
Обращаясь к истории советской евангельской церкви, я ощущаю в себе новое чувство – принадлежность это малой традиции, малой истории. Я вправе критиковать образ жизни церкви, в которой вырос, но лишь потому вправе, что являюсь ее частью. Если я отделяю себя от нее, то мне закрывается ее целостный образ, и я вижу все лишь в негативе. Быть частью малой истории – значит принимать с благодарностью то, чем одарил меня Бог в этой традиции, не быть слишком строгим. Это означает также ответственность – продолжить дело тех, кто в бедности и необразованности служил церкви. История ведь не только знание о предках, но также их завет, запечатанное письмо, тихий голос, обращенные к нам.

Памяти игумена Вениамина (Новика)

1 комментарий

Памяти игумена Вениамина (Новика)
Перестало биться неутомимое, сильное, горячее сердце игумена Вениамина (Новика). Он умер 14 сентября в реанимации одной из петербургских больниц. Последние десятилетия находился в опале, усилившейся после того, как был уволен из духовной академии за протест против ряда дискриминационных положений Закона о свободе совести.
Жил скромно, и даже бедно. Зато с достоинством. Я помню, как в протестантском журнале «Решение» мы напечатали его статью о заповедях блаженств. Он призывал не только знать или любить, но бороться за правду, и его борцовский характер, его неукротимый дух вызывали у читателя живой отклик. «Борись за правду» - в таком ключе заповедь для правдоискателей остается актуальной и внутри церковной ограды, где за святым прикрытием сохранилось много несправедливости и обмана.
Игумен Вениамин был отзывчивым и всегда поддерживал созвучные его служению инициативы других церквей, в том числе протестантских. Мы встречались на научных конференциях, философских круглых столах, богословских семинарах. Его живое или же заочное присутствие в сообществе христианской интеллигенции, в межконфессиональном диалоге, многое меняло.
Был человек, который являл собой другой образ православия, близкий и понятый протестантам. И пока этот человек был, были невозможны обобщения социально-политической, социально-богословской позиции церкви. Конечно, есть и другие, но игумен Вениамин выделялся, был на передовой.
Его книга о христианстве и демократии, его хрестоматия «Права человека и религия», многочисленные статьи и выступления добавляли фактор инаковости, разномыслия в гомогенизированное пространство православной мысли в России. Он мог отстоять иной взгляд на демократию, чем пренебрежительно-высокомерный патриарха Кирилла.
Он был личностью, не сводимой к общему знаменателю. Был протестантствующим в православии. Был христианским демократом в России. Был собой, был верен своему призванию. С уходом таких людей становится сиротливо, одиноко, грустно. Будто старший друг оставил тебя додумывать, достраивать, доканчивать неподъемно тяжелое дело
no