-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

О Рождении Христа и гибели СССР

Комментариев нет

СССР умер под звуки великого христианского праздника. Ироды и кесари, все те, кто считает его гибель геополитической катастрофой, вероятно, так же панически боятся Рождества

Советский союз умер под звуки рождественского празднования. 25 декабря 1991 года, когда весь христианский мир вспоминал о Рождении Царя, президент СССР Михаил Горбачев сложил свои полномочия. Так в очередной раз проявилась мистическая связь политической и духовной истории, двух градов, двух царств. Христианство пережило еще одну империю.
Знаками тех памятных дней были невиданный духовный голод и жажда свободы. Казалось, что на таком революционном подъеме перемены к лучшему последуют немедленно, и будут бесповоротными. На короткое время Москва стала центром притяжения мировой активности, к ней были прикованы взгляды, в ней решалось будущее. Увы, движение слишком быстро выдохлось, поиск альтернатив и стремление к переменам не привели к возникновению гражданского общества и независимой от государства Церкви, к активизации культурной жизни, к смене элит, к преобразованию мировоззренческих основ.
Постсоветский народ оказался не готов платить высокую цену за полученную свободу, а тем более использовать эту свободу для тяжелого и ответственного труда. Для большинства свобода досталась от слабеющего государства, а не в результате длительной и осмысленной борьбы с ним. Очарование Западом прошло. Эйфория больших возможностей тоже. Когда пришло осознание, что «совок» не станет Европой «по щучьему веленью, по моему хотенью», что путь в цивилизацию долгий и трудный, что, лежа на печи, в лучшую жизнь не въехать; вместе с этим горьким осознанием вернулась злость к тем, кто «за бугром», проснулся пролетарский рессентимент.
Свежие данные Pew Research Center демонстрируют сдвиги в отношении к демократии и рынку за прошедшие двадцать лет: усиливающееся разочарование в преимуществах демократии и рынка, растущий спрос на сильного лидера и заботливое государство, готовность обменять личную свободу на государственную стабильность, усталость от плюрализма. Эти исследования фиксируют схожие тенденции в России, Украине и Литве. Так что это не столько след российский, сколько советский. Постсоветским синдромом отмечены и россияне-евразийцы, и литовцы-европейцы, и украинцы-многовекторники.
Рождество 2011 года напоминает о событиях года 1991 не только круглой датой, симметрией чисел, но и брожением народа, толпами на площадях, назревающей революционной ситуацией. Вновь десятки тысяч людей требуют перемен. Вновь становится очевидной внутренняя слабость имперских режимов. Вновь возникает вопрос о более достойном будущем.
Ради справедливости надо заметить, что «не могут» и «не хотят» жить по-прежнему не только Киев и Москва, но также Афины, Париж, Рим, Нью-Йорк, Лондон. Правда Рождества местным иродам не удобна. Всем стоит вспомнить, что Рождество - не только Праздник. Это радикальный вызов серости, конформизму, лжи, процветающих в официозной религиозности, продажной политике и несправедливой экономике. Это повод задуматься тем, кто в США голосует за республиканцев, а в России за сакрализованную партию власти (их оппонентам надо думать тоже). Если рожденный Христос - Царь, то все остальные самозванцы (духовные "лидеры", «благодетели»-капиталисты и «политики»-популисты).
Но в эти дни именно Москва вновь привлекает внимание всего мира. Там, где, казалось бы, народ привык молчать, где свободу заливают нефтью, где крепки традиции крепостничества, где религия освящает самодержавие и Библией запрещает свободомыслие, там возникает неожиданное движение, возмущение среды, самоорганизация гражданского общества.
Массовый протест и живой поиск справедливости возвращают народ к исторической ситуации двадцатилетней давности. Тогда коммунизм обменяли на «капитализм», а тоталитаризм на «демократию», не задавая вопросов об их духовных основах, о мировоззренческих принципах. Перефразируя Августина, можно сказать, что душа народа – христианка. И без учета ее потребностей, без ее свободы, без ее свободной веры, политические и экономические «реформы» оказываются сплошной фальшью.
Рождество – это приговор тем режимам, которые построены на угнетении народа и подавлении его свободы. Без Христа народ будет рабом чужого кесаря или «своего» Ирода.
Рождество – это также приговор современным книжникам и фарисеям, столпам официальной религиозности. Крещенная, но не просвещенная Русь, нуждается в свободной, неполитизированной Церкви. Пока Церковь и Кремль созидают «русский мир», Христос не вхож в их двери. Он вне роскошных палат, зато вместе с народом.
Похоже, что в это Свое Рождество Христос был не в храме Христа Спасителя, а на проспекте Сахарова.

В круг Его друзей

Комментариев нет

"Рождество" людей без Бога - не более чем пародия на праздник. Ведь праздник - не очередной повод для выходного дня и застолья, а повторение, новое переживание того, что уже произошло. Праздник - приобщение к Событию. Мы же празднуем что-угодно в привычном круге вещей, защищаясь от подлинности.
Мы все более окружены вещами, которые расскажут много о "производителях", но почти ничего - о Боге и первозданном образе мира. Вещи содержат техническую информацию, а не смысловую. В офисе среди компьютеров прочувствовать Рождество почти невозможно. Вифлеемские пастухи и даже их скот оказались ближе Богу.
"Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями теплая дымка плыла" (Б. Пастернак)
***
В те дни вся природа ждала Мессию, чувствовала мистику происходящего. Человеческий же мир безучастно спал, как спит и теперь. Отгородившись друг от друга, люди живут без Бога и чуда. А где-то на околицах городов, на краях цивилизации происходит рождественская мистерия.
"В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленцо,
Засмотрелся, чудь дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком..." (Саша Черный)
Душа просится в такой рождественский круг. Подальше от шумных площадей и акций в супермаркетах. Подальше от цивилизации, поближе к Богу, в круг Его друзей, в Свет Его присутствия.

Рождество – праздник личный

Комментариев нет

Рождество – не только историческое событие. При всем желании мы не сможем побывать «в шкуре» его наблюдателей – пастухов, волхвов, Иосифа и Марии. А историческая дистанция не дает нам ни детальной информации, ни эмоциональных переживаний для его воссоздания. Нужно признаться, что мы почти ничего не знаем, что произошло в ту ночь в далекой Палестине. И все же эта ночь стала памятной и судьбоносной. Дефицит исторической информации не уменьшает значения Рождества, лишь подтверждает его духовный, глубинно-смысловой характер.
Это событие в первую очередь экзистенциальное, личностно значимое, затрагивающее внутреннюю сторону нашей жизни. Оно приносит свет, преображающий нашу внутренность, а затем изменяющий и внешний мир. Об этом светлом преображении в стихотворении «Рассвет» прекрасно сказал Борис Пастернак:
«Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я твой завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
B их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые».
Рождество – символ неожиданных, незаслуженных перемен в жизни. Ждем-ждем, все никак не дождемся перемен к лучшему. Иногда что-то делаем, но безрезультатно. А чаще всего просто депрессируем и плывем по течению.
Кажется, что все предопределено к серому существованию, полужизни-полусмерти. Но вдруг вспыхивает Звезда, и в этой вспышке жизнь обретает смысл, становится видным то, что ранее скрывалось во тьме – вся величина, серьезность, таинственность Жизни.
Если бы не сошествие Бога к нам, если бы не Воплощение, если бы не Рождение Бога в человеческом теле, человечество блуждало бы во тьме без надежды.
Рождество напоминает об этой чудесной, Божественной правде жизни – мы не оставлены, мы не одиноки, с нами Бог.
Лишь сошедший к нам, воплощенный Бог приносит перемены, сами мы на них не способны. Мы можем изменить меню праздничного стола, убранство дома, свою одежду, счет в банке, но не свою жизнь, не самих себя.
Самое большое чудо – чудо преображенной жизни, чудо надежды и смысла, когда народ, сидящий во тьме вдруг видит свет великий. И это чудо зависит не от нас, оно приходит как дар, благодать.
Мейстер Экхарт в своей проповеди «О свершении времен» говорил о «рождении Бога в душе» как о том личном событии, мистическом мгновении, в которое стянуто все время истории. Все фокусируется на человеке, в котором рождается Бог, и на Боге, Который рождается в человеке. Весь мир и вся история – лишь фон для этого чуда.
Рождество говорит не только о Боге, но и о человеке; не только о Воплощении Бога, но и об обожении человека. Это откровение Богочеловечества и это приоткрытие тайны Богочеловечества. Эта связь глубоко личная.

«Христос мог родиться хоть тысячу раз в Вифлееме, но если Он не родится в тебе, то ты погиб навечно» (Ангелус Силезиус).
В этом смысле Рождество – наш личный праздник, праздник каждого из нас.

Призвание в жизни и миссии

2 комментария

Призвание в жизни и миссии одно. В современном христианстве упраздняется деление на священническое или миссионерское призвание и обычное, «мирское», профессиональное. Можно сказать (и это говорят с «праведным» гневом ревнители максимы «каждый баптист - миссионер»), что теперь миссионеров не будет. А можно сказать иначе: миссионерами станут все. Все те, кто переживает на себе чудо измененной жизни, отвечает «да» Богу, а затем живет согласно этому «да», а иногда даже рассказывает об этом «да» и этом Боге.
Вот такие разные перспективы на тему призвания в жизни и миссии. Одна делит профессиональное призвание и призвание миссионерское, заставляя оставлять первое ради второго, жертвовать дарами ради долга. Вторая предлагает соединить все вместе, исполнять свое призвание как миссию, проживать жизнь как миссию.
Шейн Клэйборн, один из наиболее радикальных христиан нашего времени высказался о призвании так: «Слово призвание предполагает, что нас позвали и мы услышали голос Божий. Многие глубоко несчастны в своей профессии, потому что они не прислушались к голосу Бога. И многие христиане не живут полнокровной духовной жизнью по той причине, что не знают о своих дарах и своем предназначении; такие люди часто занимаются спасением душ вместо того, чтобы преображать жизнь людей и сообществ, пользуясь своими дарами и дарами окружающих. В результате у тех и у других возникает ощущение пустоты и усталости» [1].
Нам нужно не только «спасение душ», нам также хочется полноценной жизни в результате «спасения». Ведь спасение не конец, а только начало, спасают не только от жизни ненастоящей, но для жизни настоящей, подлинной, счастливой, многообещающей. И потому без призвания и связанных с ним даров никак не обойтись, полноценную жизнь не прожить.
Христианское призвание наделяет особым смыслом все «обычные», «естественные» способности человека, благословляет его ум, творчество, общественную активность. Миссия христиан – не избавление души от мира, но спасение, преображение души, а затем и преобразование окружающего мира.
Современные христиане не могут не задавать себе сложные вопросы, почему общество устроено так, что грех в нем провоцируется и поощряется, что кто-то от него умирает, а кто-то на нем наживается. «Спасение» связано с социальной и профессиональной деятельностью и тут же проявляется в ней.
Мой друг Тарас Дятлик – преподаватель и ученый-исследователь, но, как положено каждому баптисту, он обязан заниматься и «миссионерством». Размышляя об этой обязанности, он пришел к таким выводам: «Каким будет миссионерское служение евангельских христиан в первом веке третьего тысячелетия? На этот вопрос должна ответить не церковь в общем, не наш пастор (или священник), а каждый из нас, каждый, кто называет себя христианином, каждый, кто является членом поместной церкви. Наше призвание, как христиан -- быть свидетелем Иисуса Христа, быть миссионером Бога в любой сфере своей личной жизни и профессиональной деятельности» [2].
Христиане не перестают говорить о «спасении» души, но теперь они понимают это спасение в тесной связи с социальной и культурной реальностью, выражают это на понятном языке своей социальной среды, показывают на своем примере последствия этого «спасения» для их личной и профессиональной жизни.
В свою очередь, людей, недоверчивых к высоким идеям и правильным идеологиям, также интересует не только внутреннее «спасение», о котором любят рассказывать христиане и которое сложно проверить, но проявления этого спасения в жизни людей. Чем отличается христиан-педагог (юрист, медик, депутат...) от своего коллеги-нехристианина? Как внутренняя трансформация личности, называемая «спасением», «встречей с Богом», «обращением», проявляется в профессиональной этике, гражданской позиции, качестве труда, атмосфере в коллективе, принятии решений?
Этот сдвиг в понимании призвания и миссии стоит зафиксировать и осмыслить. Молодые поколения христиан призваны соединить миссию и профессию в единой, нераздвоенной, естественной жизни. Это не повинность, не навязанная удручающая сверхзадача, это жизнь. А жизнь одна, и ее деление на церковную и светскую, на миссионерскую и профессиональную будет искусственным.
Итак, можно и нужно звать людей в Церковь. Но не стоит отделять ее от общества или выделять в сугубо «духовную» сферу. Вместо этих делений стоит подумать о том, как христианские истины и ценности, хорошо известные в Церкви и хранимые в ее стенах, могут проникнуть за ее пределы, выразиться в приемлемых формах для внешних людей, для всех общественных структур. Миссионеры должны и дальше звать людей в Церковь. Но лишь профессионалы смогут принести свидетельство Церкви к людям, в их семьи, аудитории, коллективы, сообщества. Лишь благословляя все многообразие призваний, Церковь может посредством их присутствовать в мире, быть с людьми, быть внутри их жизни и уже изнутри ее трансформировать.


Примечания

1. Клэйборн Ш. Путь. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 124-125.
2. Дятлик Т. Ошибочные взгляды христиан на миссионерское служение (http://risu.org.ua/ua/index/blog/~dyatlik/45846/)

Мужчина – первый и второй

Комментариев нет

«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3:9)
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу
глава Христос, жене глава - муж»
(1Кор.11:3)

Первенство мужчины – вопрос сложный. Его оспаривают воинствующие феминистки. Его даже и не поднимают женоподобные геи. Но и крепкие мужики в минуты трезвости стыдливо промолчат – их первенство нечем доказывать, кроме кулаков и брани.
Говорить сегодня о первенстве мужчин, значит говорить о его ответственности за себя, за женщину, за детей – за судьбу рода, человечества, мира. Мужчина был первым создан. Бог предпочел говорить с Адамом и спрашивать с него за ошибки Евы: «Адам, где ты?».
Мужчина хочет быть первым не всегда. Там, где его мужество, его «мужчинность» встречаются с серьезным риском, он отходит в сторону и готов быть на вторых ролях.
Я хорошо помню, как на «страшном» экзамене мальчишки пропускали вперед девчат. Можно представить, что так же храбрые мужики ледникового периода пропускали вперед в пещеру женщин и детей, чтобы они разведали, не греется ли внутри лев или медведь.
Настоящий мужчина всегда должен быть первым, чтобы закрыть собой от опасности более слабых. Но даже если опасности нет, он остается первым – не для того, чтобы зайти первым в дверь, но чтобы открыть ее перед другими; не для того, чтобы первым сесть за стол, но чтобы отодвинуть стул, усадить за стол женщину и ухаживать за ней. Идти первым нужно не для того, чтобы воспользоваться благами, но чтобы послужить этими благами другим, встретить тех, кто идет следом.
Как правило, первенство мужчин проявляется в другом – они спешат с решениями, моментально раздражаются, бездумно прибегают к силе, бросают дело на половине пути, быстро устают и требуют отдыха. Напротив, в работе, выносливости, ответственности женщины часто сохраняют пальму первенства.
Пугаясь ответственности быть первым, боясь отвечать за все, мужчины смиряются с чужой, несвойственной им ролью, теряют себя. От того, что мужчина не на месте, сдвигаются и роли других. Почитая своих родителей и проявляя почет к жене, отец вызывает уважением у своих детей. Уходя на вторую роль, он заставляет жену быть первой, в чем потом ее и обвиняет. Не оказывая внимания, наставнической заботы к детям, он мельчает в своих глазах и теряет авторитет в глазах детей.
Можно ли быть первым везде – в семье, на работе, в церкви? Ответственность первенства связана с большими, иногда непосильными перегрузками. Я не встречал людей, которым одинаково хорошо удается быть первыми везде. Можно быть удачливым почти везде, но где-то придется быть неудачником. Те, кто работают круглосуточно, - врачи, бизнесмены, пастора, ученые, - знают, что приходит жертвовать семьей. Многодетные семьи знают, что кому-то приходится жертвовать творческими планами и карьерой.
Я не думаю, что можно стать первым во всем, но уверен, что можно минимизировать неудачи и проколы, можно делать усилия и развиваться в наиболее уязвимых направлениях.
Встречи, на которых обсуждаются темы лидерства, меня скорее отталкивают, чем привлекают. Хочется более правдивого разговора. В то время как на лидерских встречах мы видим улыбающиеся довольные лица и слышим сказочно позитивные истории, в нашей жизни не все так красиво. Картинка реальной жизни мужчин явно не лакирована, явно не для продажи.
Как-то мы с моим другом-пастором задумали провести форум неудачников – для тех, кто пережил крушение планов и не совпадает с идеалами. Пока реализовать этот замысел мы не осмелились, но уверен, что форум неудачников собрал бы гораздо больше участников, чем «форум лидеров» или «форум настоящих мужчин».
Честно глядя на себя в зеркало, мужчина переживает горечь и боль от собственного не-достоинства. Изменить себя к лучшему, восстановить свое достоинство «быть первым», можно лишь частично. Это почти Сизифов труд - карабкаться вверх и потом снова падать вниз, вдохновляться и разочаровываться, делать новые попытки и переживать все более глубокие депрессии.
Думаю, это делать все же надо. Надо упражнять волю, надо шевелиться, чтобы не состариться и не одряхлеть раньше времени, чтобы не скатиться в самый низ.
Но вот в чем проблема – в ненужной борьбе, бездумной храбрости. Вместо того, чтобы занимать свое место и быть первым в своем круге, мужчина склонен сражаться за чужие места и чужие первенства. Взрослея, а потом и старея, мужчина, потерявший первенство в своей семье или в своем круге, жаждет обрести его где угодно – в сражениях за красавиц, должности, богатства, славу. Подлинное же первенство мужчины достигается не в борьбе за чужое место, а верностью своему призванию, своей ответственности по отношению к ближним.
Первенство или есть или нет, его нельзя завоевать, его нужно беречь и выполнять. Первенство – не столько борьба, сколько работа, не столько привилегия, сколько ответственность. Но в этом и радость – когда идешь не один, когда ведешь за собой других, когда другим служишь.
Человек не на своем месте с тех пор, когда он отказал в первенстве Богу, когда перестал слушать Его. С тех пор все перестали слушать друг друга – муж Бога, жена мужа, дети отца. Парадоксальная истина состоит в том, что стать первым по отношению к другим людям своего круга можно лишь став вторым по отношению к Богу. Так бытовые и межличностные вопросы сходятся к вопросу о Боге. Без Него нет порядка ни в чем, ни в вопросах духовных, ни в вопросах социальных.
Признавая Бога источником порядка и власти, подчиняя ему себя и свою жизнь, мужчина занимает свое настоящее место, на котором и только на котором может быть первым.

Христианство в нестабильном обществе. Чего ожидать?

Комментариев нет

Социальные волнения охватывают весь мир. Демократия по-евроатлантически и свободная от морали рыночная экономика переживают глубочайший кризис и теряют сторонников. Исламские революции усиливают хаос на внешних границах западной цивилизации. Неототалитарные и авторитарные режимы в постсоветском пространстве также не могут быть достойной альтернативой «загнивающей» демократии и капитализму. Чего можно ожидать от христианства не только в отношении к этим политическим и социально-экономическим кризисам, но и к более глубинным цивилизационным сдвигам?

Христианство в постхристианском обществе.
О способе присутствия и возможностях влияния

Вот уже третье тысячелетие христианство не перестает удивлять внешних наблюдателей своими способностями не только отвечать ожиданиям людей, но также оспаривать и превышать их. Христианство всегда остается другим по отношению к общественным определениями и функциям, в которые его стараются заключить.
До недавнего времени наблюдатели предпочитали замечать другое – способность христианства становиться своим для духа времени – духа феодализма или капитализма, монархизма и демократии. Сегодня же на первый план выходит интерес к христианству в его собственной, внутренней логике, не всегда переводимой на язык современной ему эпохи, господствующей экономической или политической культуры.
За две тысячи жизни церкви в обществе в полной мере проявились риски и последствия этой связи. Сливаясь с действующим режимом политики и экономики, христианство получает выгоду текущего момента, но в долгосрочной перспективе эта связь оказывается опасной.
Поддерживая реакционные формы общественной жизни, церковь проигрывает вместе с ними, оказываясь противницей нового. Даже спеша стать современной, т.е. идти в ногу со временем, с днем сегодняшним, с современностью уходящей, церковь оказывается противницей дня завтрашнего, современности наступающей, грядущей.
Оказалось, что христианство как социальный институт связано с другими институтами обратной связью. Уходя в прошлое, эти институты увлекают за собой и церковь. Всем известно о христианском влиянии на формирование западной цивилизации, менее известно о том, как «закат Европы» влияет на кризис современного христианства. Стать частью – значит не только дать жизнь периоду «от рождества Христова», «средневековья» или «нового времени», но также пережить все кризисы и смерть этих эпох.
Всегда возможны новые формы присутствия и новые способы влияния, более соразмерные духу времени. У христианства есть для этого значительный социальный потенциал, оно превосходит любую эпоху. Вопрос в другом – не в способностях христианства (они всегда есть), а в его свободе для масштабного исторического творчества. Вопрос в том, как освободить христианство для нового социально-экономического, политического и культурного творчества из плена гибнущей цивилизации (пост)модерна; как спасти само христианство из удушающей связи с прошлой эпохой, чтобы оно могло спасти и обновить мир? Будучи частью современного мира, христианство должно оставаться от него свободным, чтобы выразиться в новой эпохе с новой силой и в новых формах.
Очевидно, что новые формы не будут соответствовать привычным ожиданиям уходящего общества, поскольку они новые; новые формы христианского социального влияния будут ориентированы на грядущее общество. В этом смысле они не на кого не рассчитаны, не на что не отвечают, они сами формируют общество, в котором проявятся, они этому обществу предшествуют. Лишь в этом смысле можно говорить о формах «новых», которые не отталкиваются от наличной ситуации, но проектируют ее.
В разговоре о «новых» формах социально-экономического и политического влияния христианства всегда удерживается этот фактор будущего, с которым они соотносятся – формы, которых еще не было, которые отличаются от присутствующих здесь и сейчас. Но, противопоставляя это будущее как «еще не виданное и не известное» уже «проходящему образу мира» и отработанным формам прошлого, этот разговор продолжать сложно, потому что если между этими модусами нет связи, нет истории как их единства, и через разрыв ни перепрыгнуть, ни «глазочком заглянуть в грядущий век».
Современное христианство устало от прошлого, от растущей тяжести истории. Еще больше усталости – от попыток найти в «истории, где было все» ответы на злободневные вопросы текущего времени. Ответы не находятся – то ли их найти нельзя (слишком много всего в истории, и подобрать нужное - сложно), то ли их найти нельзя (в истории нет ответов, так как тогда не было таких вопросов). От этой пущей усталости приходит тоска по будущему, жажда обновления. Но образ будущего и образ христианства в этом будущем не приходят с неба, не даются в готовом и неожиданном виде, но уже и всегда присутствуют в истории как возможность, ждущая своей актуализации.
История – не столько череда переходов от устаревающих образов к новым и новым, не столько последовательность или хронология инноваций, сколько универсальный набор известных возможностей. От христианских мыслителей, занятых темой будущего, требуется не изобретение нового, но понимание времени и соответствующих ему возможностей, а также творческий и дерзновенный труд контекстуализации уже известного в еще грядущем.
В социальном учении церкви есть то, что однажды и навсегда стало основой ее позиции. Свобода и достоинство личности, равенство всех перед Богом, сострадание и солидарность с другими – универсальные и базовые ценности христианского социального учения. Из них следуют истины второго, более широкого круга – права человека, приоритет общего блага, частная собственность, рациональное устройство общественной жизни, десакрализация власти, отделение церкви от государства, поощрение активизма и предприимчивости.
Сегодня многим кажется, что с кризисом западной цивилизации все это уходит в прошлое и время требует «нового средневековья» с монархизмом, аристократией, новым сословным делением, приоритетом коллективных форм, сильной властью и ограниченной конкуренцией, ограниченной свободой и общей идеологией.
Если мыслить историю как последовательность переходов, то вызовы современности, связанные с «пределами роста» рынка, демократии, свободы, индивидуализма, плюрализма и проч. вполне можно называть возвращением к средневековью. Если же представить историю как набор уже известных возможностей, то вместо рискованного перехода вперед в прошлое или назад в будущее, можно предложить новую мировоззренческую конфигурацию и до-конструирование социальной реальности недостающими элементами.
Не отменяя явных достижений демократии и рынка, основанных на индивидуалистических ценностях личной свободы и ответственности, можно дополнить их практикой общинной жизни, идеалами служения, христианским универсализмом, этикой «ближнего».
Наблюдая за тем, как обессмысливается жизнь современного человека при всем богатстве достижений цивилизации, Бенедикт XVI призывает вспомнить о том, что внутри цивилизации, пусть даже основанной на христианской духовной культуре, не обретается, что нисходит свыше – о любви [1]. Видный православный богослов Иоанн Зизиулас также подчеркивает альтернативный, метаисторический характер христианского взгляда на общественные вызовы: «Православное богословие исходит не из своих исторических форм, а значит, и не стоит перед необходимостью защищать их. Оно концентрируется скорее на человеке как образе Божьем – в каких бы исторических обстоятельствах он ни находился – и на служении человеку, проецируя перед ним эсхатологическое видение, в соответствии с которым человек призван привести свою жизнь. Именно это создавало православное богословие в первые столетия, продолжало делать в период оттоманской оккупации; это сохранило православие, когда оно было лишено возможности влияния на общественные процессы во время коммунизма. Во всех этих случаях ответом православного богословия были литургическая жизнь и монашество» [2].
Итак, католическая теология свою задачу в отношении к обществу видит, прежде всего, в этической перспективе. К этому склоняется и современная православная мысль. «Цивилизация любви» Бенедикта XVI и «этика после Зизиуласа» представляют собой не образы нового общества, а скорее этико-богословские поправки и критические замечания к тому, что уже есть. Если «протестантская этика» была связана с пафосом «нового времени», то церкви, умудренные опытом истории, этого пафоса ныне остерегаются. Идея «русского мира» как православной империи остается при этом далеко в стороне, в богословском и общехристианском плане остается явно маргинальной.
Протестантский консерватизм, поддерживающий европо- или американоцентричный экономический и политический порядок, также подвергается внутренней переоценке. Новые голоса в среде протестантов звучат все более вызывающе: «Мы можем жить в лучшем из Вавилонов мира, но это все равно Вавилон, из которого мы призваны выйти… Мы верны не торжествующему орлу (который, по иронии судьбы, был символом власти не только США, но и Римской империи), но закланному Агнцу» [3].
Очевидно, что привычный образ мира, подпорками которого веками было христианство, рассыпается на глазах. Более нельзя ожидать всеобщей христианизации, христианской политики, справедливого рынка, массового спроса на трудновыполнимую христианскую этику.
Чего можно ожидать от христианства в его социально-экономических и политических проекциях в ближайшие годы? Прежде всего, осмысления собственной инаковости, специфичности, которая избыточна, то есть остается заметной, задевающей, вызывающей, тогда как «типичное» христианство в глазах мира привычно схватывается в узнаваемых формах и плотно срастается с ними.
Вот несколько наиболее значимых тенденций, способных стать факторами опознания искомой специфичности уже завтра: возрождение общинности в новых формах, неподвластных общественному порядку; рассогласование христианства и политики, конфликт этих двух царств; дистанцирование церквей от возникающего глобального экономического порядка; напряжение между личностным характером церковных связей и технико-технологическим унифицирующим порядком.
В этих разделениях и противостояниях христианство открывается миру как близкое и вроде бы знакомое, но также как неожиданно странное, другое, из ряда вон выходящее, а не тот же ряд длящее. Христианство еще способно удивить противоречиями, вкладываемыми внутрь тотализирующего порядка вещей, вызывающими неудобство, режущими своей вертикальной перспективой.
В политике, закрепляющей неравенство в положении людей и распределении прав, христианство требует введения иных, неполитических категорий общего блага, любви к врагам, братской солидарности, равенства перед Богом. В экономике, строящейся на несправедливости, ассиметричности, диспропорции, христианская социальная позиция открывает возможности служения богатых бедным, безвозмездной помощи бедных еще более бедным, довольства и благодарности за скромный достаток.
Надо признать, что встроившись в структуры власти политической и экономической, христианская церковь не придала им христианскости, напротив, она утратила право и силу независимого взгляда, помощи со стороны, поскольку была уже не в стороне, а внутри. Сегодня приходит все более ясное осознание собственной непринадлежности миру. В этом смысле факт постхристианскости и нехристианскости современного мира приводит христиан в чувство. Christendom оказался соблазном – не дьявольским, а собственно христианским, но все же соблазном. Теперь, когда христианство оказалось выставленным за дверь, можно четче видеть несоответствия, понимать и выражать несогласие.
Раньше христианство предлагало христианский мир, христианскую культуру, христианские партии, христианскую социально-экономическую политику. Сегодня все, что может сделать христианин – открыть скрытое измерение реальности, показать другим не всегда видимые перспективы, благодаря которым наличный порядок может преображаться в соответствии с евангельскими принципами и ценностями.
Если раньше христиане предлагали свой эксклюзивный проект обустройства общественной жизни, то теперь они озадачены тем, как свою специфичность соединить с фактом усиливающейся дехристианизации мира, как найти такое место внутри постхристианского мира, в котором скромность и ограниченность сочетались бы с новыми возможностями христианского влияния.
Такое положение влиятельного меньшинства сближало бы христиан нашего времени с первыми христианами, соединяло бы начало и конец христианской истории в образе малочисленной, бедной, скромной, но радостной и активной общины.
По-сути речь идет о новом христианском универсализме, способном охватить все нации, партии и классы. В первом веке христианство оказалось альтернативным способом социальной организации, что не могло не беспокоить имперскую власть. Сегодня на фоне глобальной экономики и транснациональных империй также есть скрытый спрос на другие формы единства. Христианская община, жизнь в любви вокруг Христа, является реальной альтернативой, доказавшей свою жизнеспособность за двадцать веков христианства.
Уже сама возможность обновленного христианского универсализма приводит к десакрализации экономики и политики, их переосмыслению в свете естественных, дополитических связей, а также связей духовных, сверхъестественных.
Христианство сберегает традиционные и более крепкие формы единства, община и семья - более живые, непосредственно личные связи, альтернативные политико-экономическим делениям и ситуативным объединениям.
В свете метафор семьи и общины становится возможным восстановление смыслов экономики как домашнего хозяйства, где обязательны честность, ответственность, уступки. Здесь экономика дара, отдачи, жертвы приходит не смену экономике обмена, эксплуатации, расчета.
Становится возможной и реабилитация политики как искусства самоуправления городской общины, как реальных отношений вместо манипуляций отношениями. Политика не исчезает, но она связывает живых людей, реализуется под их пристальными взглядами, а не скрывается за плакатами идеологических прикрытий чьих-то частных интересов. Заниматься политикой значит учиться жить вместе, а не ходить походами друг на друга. Конечно, христиане не могут свысока учить такой политике, они должны ей учиться, честно признаваясь в исторических неудачах.
Будет величайшей ошибкой строить новые и новые проекты христианского общества. Такое строительство будет напоминать о Вавилонской башне, Царство же Божье не придет приметным образом, а, значит, будет похоже на закваску, квасящую все тесто, или на всепроникающей свет.
В конце концов, мир стал постхристианским потому, что уже был (почти) христианским, уже испытал прелести христианских социально-политических и экономических экспериментов. Т.е. беда не в том, что христианского влияния было мало, его было достаточно много, но характер этого влияния представляется противоречивым, а результаты сомнительными.
Достигнув высочайших успехов в образе глобальной цивилизации, распространив демократию и рынок «даже до края земли», отпраздновав «конец истории», христиане пережили глубочайшее разочарование в себе и месть со стороны колонизированных и христианизированных других.
Неудобный факт множественности и нехристианскости мира делает невозможным эксклюзивистские проекты сильных христианских влияний, когда огнем и мечем народы кресту покорятся. Слабая, мягкая сила открывает более широкие возможности влияний через альтернативные духовно-социальные связи и евангельско-неотмирные модели поведения.
Перспективы христианского влияния на мир связаны с духовно-содержательными, а не видимо-социальными измерениями жизни. И в экономике, и в политике обнаруживается глубина, уводящая к вопросам духовным, к фигурам ближнего и Бога, к необходимости невыгодной и сложной любви. По-настоящему эффективными оказываются не экономические и политические инновации, а уже известные «золотые» евангельские правила, забывчивостью на которые страдает и мир, и само христианство.
Примечания
1. Бенедикт XVI. Caritas in Veritate. Энциклика о целостном человеческом развитии в любви и истине. – М.: Издательство Францисканцев, 2009. – 112 с.
2. Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Православное богословие и вызовы XXI века (http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/13434-pravoslavnoe-bogoslovie-i-vyzovy-xxi-veka.html)
3. Клэйборн Ш. Путь. Как жить по-христиански сегодня, реально изменяя жизнь. – М.: Эксмо, 2010. – С. 179.


Навстречу обновленной христианской идентичности

1 комментарий

Христианский мир приближается к пятисотлетнему юбилею Реформации (1517-2017). Во всех без исключения христианских конфессиях ведутся дискуссии о необходимости реформ богословских и литургических. Под разными названиями речь идет о том же – о необходимости возврата к жизненно важным для христианства истинам и о новом переосмыслении их в свете дня сегодняшнего.
Парадоксальным образом возвращение к истокам раздвигает горизонт будущего. История церкви не связывает, не ограничивает возможности обновления, а лишь убеждает в перманентном характере реформации, которая продолжает традицию, длит ее в будущее. Согласно «школьному богословию» в истории уже все есть, поэтому надо лишь изучать и оберегать однажды данное. Более же полная реконструкция христианской традиции открывает ее неожиданное богатство, полифонию внутренних дискуссий, разноплановость и разновекторность богословских поисков. На самом деле история поощряет творческую инициативу и христианское дерзновение, без которых средневековье бы длилось бесконечно и без которых постмодерн будет последней эпохой.
Несколько лет назад я написал эссе «С доверием к будущему», где успокаивал сам себя тем, что Господин истории заботится не только о прошлом, но и о будущем, которое уже в силу этого факта не может быть более страшным чем «теперь» или «тогда». Это доверие к Провидению предполагает и доверие к молодым поколениям христианских священников, миссионеров и богословов, которые продолжат служение в новых условиях. Так что страхи старшего поколения, что после них – последних хранителей истины - придет антихрист и всеобщее отступление, можно считать всего лишь человеческими переживаниями за судьбу традиции, а то и недоверием Богу.
В этом году вышла статья Михаила Дубровского «Оправдание будущего», в которой ориентация на будущее раскрывалась уже не так исходная точка, а как целостная социально-богословская задача. Внимание к будущему оказалось не случайным.
Отдавая дань уважения истории, христианство нуждается в определенном отстранении от нее, а может даже и в высвобождении из нее. Обновление христианской идентичности, возможно, потребует таких смелых шагов как обнуление, сброс исторических наслоений, закрывающий в традиции ее основу, ее истоки.
Обновление церкви – не только лишняя возможность или навязанная извне необходимость, но, прежде всего, естественный способ жизни. Церковь не может сохранить себя иначе, чем через обновление, в котором теряется второстепенное, но сохраняется и утверждается главное.
Обновление церкви нужно не столько миру, сколько самой церкви. Оно возможно не столько как обновление внешнего образа перед миром, окультуривание, осовременивание, сколько как внутренняя работа над собой, как освобождение от себя, от занятости собой, от самозахваченности; как возвращение к призванию, миссии, своему христианскому долгу перед миром.
Часто обновление воспринимают как такую актуализацию идентичности, при которой христианство станет более адекватным, релевантным современному миру, духу времени, ожиданиям общества. Мне же кажется, сейчас обостряется другая потребность – в методологической неадекватности, в актуальной инаковости по отношению к коррумпированному «порядку вещей». Христианство должно вспомнить о своих отличиях, найти их и вновь проявить. Христианские голоса – церковные, богословские, философские – должны выделяться среди общего шума.
При этом важно не только говорить о своем, говорить то, что не скажут другие. Важно слушать и вопрошать, распознавая в других голосах поиски и следы присутствия Бога в мире. Именно потому обновленное богословие должно быть в первую очередь слушающим и вопрошающим. Обновление возможно в отношениях с собеседниками, в связи культа с культурой, Церкви и университета, богословия и философии, верности Ему и критике себя.



"Древо жизни". Шедевр не для всех

Комментариев нет


«Древо жизни» получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, но остался непонятным для массового зрителя, что провоцирует далеко идущие и далеко не радостные выводы

Этот фильм долго ждали, потом торжественно награждали, а в кинотеатрах из двух-трех десятков зрителей лишь единицы досматривают до конца.
Почему так? Неужели красота и смысл не в почете?
Неужели при пока еще наличествующем желании что-то понять мы уже понять не способны, т.е. не способны понимать, утратили способность осмысливать?
Неужели наш продвинутый hi-tech-человек не может усидеть два часа в уютном кресле без головокружительных спецэффектов и приключений, без секса и перестрелок?
Оказывается, подобные фильмы уже не нужны.
Этот фильм о том, что больше людей не интересует. О том, как человек погружается в грех и как неожиданно встречает надежду. О красоте жизни, о жизни как даре.
О разговоре с Богом, который каждый из нас ведет всю жизнь.
О том, как мы боремся с собой, когда хотим того, что делать нельзя.
О пути отца и пути матери – о работе и силе, о любви и заботе.
О власти силы и ценности отношений.
"Я хотел любви, потому что считал себя лучше всех, большим человеком. Я - ничто. Мне стыдно за то, как я жил. Я поносил все вокруг и не замечал красоты", - говорит один из героев ближе к концу фильма.
И сын, и отец начинают что-то понимать...
Кажется, вот он, happy end. Но все это не окончательно.
Еще не все ясно. Как в фильме, так и в нашей с вами жизни.
Но все, что еще будет, не изменит истины, высказанной изнутри материнского сердца "Пусть к счастью только один - любовь. Без любви жизнь промелькнет бесследно"
***
"Храни нас, веди нас... До конца времен". Через всю жизнь с ее минутами счастья и безднами трагедий. А конец - не за горами...
no