-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Теология как наука среди наук

Комментариев нет


В канун Дня Реформации

За последние годы теология стала привычным словом, но до сих пор ее боятся как в Церкви, так и в Университете.
Отвечая на страхи и критику, предлагаю несколько тезисов о теологии как науке.

1. Теология – осознанная вера Церкви, опыт Богопознания, выраженный в словах; наши слова в ответ на Божье Слово и в разъяснение Слова.
Теология возникает в Церкви как результат соборного опыта веры. Конечно, религиозный опыт может быть индивидуальным и внецерковным, он может рождать инсайты и рефлексии, но христианская теология – церковна и соборна (общинна и сверх-индивидуальна). Теология как выражение веры Церкви не обязана становиться наукой.
2. Теология, желающая стать наукой среди наук, вступает в научное содружество, где есть свои нормы, этос, категории, критерии рациональности. Она не обязана соглашаться со всем, но должна быть готовой подтвердить свои научные притязания на соответствующем языке и в соответствующих жанрах, аргументировать свою картину мира и демонстрировать свои объяснительные возможности.
3. Теология как наука среди наук может быть представлена верующими учеными, являющимися частью Церкви и в силу этого представляющими ее опыт веры. Для «просто ученых», невоцерковленных людей, сторонних наблюдателей, «теология» отчасти может быть понятна и доступна как близкий род занятий – в форме философии религии или феноменологии религии.
4. От теолога как ученого среди ученых ожидается двойная подотчетность – университету в части научной компетенции и Церкви в части знания и верности полученному там опыту веры. Теолог как ученый среди ученых должен подтвердить свой статус, демонстрируя профессиональные знания и навыки. В то же время он ответственен и перед Церковью – достойно и без искажений представлять ее традицию в научном мире, облекая опыт веры в форму теоретического знания, понятного и полезного для других наук.
5. Теология могла и может оставаться опытом веры Церкви, ее внутренним делом. Но в истории Церкви она неоднократно делала свой выбор в пользу интеграции в большую науку, не стыдясь своей веры и не боясь интеллектуальных испытаний. Наше время предоставляет очередной выбор, очередную развилку – оставаться исключительно внутренним делом Церкви или сделать шаг в мир университетов и академий, отвечая им, развиваясь в диалоге с ними и преображая их своим присутствием

Осенний декаданс

Комментариев нет

Слышу музыку падения
В листьях - шорохи бытия
В этой осени, приходящей без спроса, - очарованье ежегодной неповторимости и неизбежность очередной потери
*
Прощания грусть. Будто не с осенью, а собой, миром, жизнью.
С молодостью, с молодым взглядом на мир, с молодым миром.
С мечтами о долгом интересном пути, который всего лишь начинается.
*
В запустении мира – трагическая обреченность природы.
Немая покорность идущих на смерть.
Смирение приговоренных.
И при все том робко чающих воскресения
*
Как жизнь природы осыпается листьями, так мир людей опадает жизнями
*
Есть жизни осень. Есть в осени жизнь.
Жизнь есть везде и всегда. А вот смерти нет, хотя есть ее страх и непонятная грусть - быть может, от ее возможности, от ее настойчивых попыток стать реальностью
*
Итог времени скоро. Но пока еще время итога. В нем можно жить, в нем нужно жить – торопясь, дорожа, полной мерой
*
Холодны воды последней реки. Мы еще на этом берегу, но уже зябко. Назад нельзя. Неведомое пугает.
Что там, в этих туманах, за темными лесами, за пустыми полями?
*
Приближаемся к краю. О, эти чувства предела. Невместимость конца. Звон пустой пустоты.
Леденящий страх остаться в облетевшем лесу, вымершем городе, заброшенном парке. Кричать без ответа. Звать тишину.
Эй, есть ли там кто Живой?

Из Европы ли дьявол?

Комментариев нет


religion.in.ua
При всем своем загнивании Европа для постсоветских стран остается центром – и притяжения, и отталкивания.
«Европа» – это и европейский вектор развития, политический выбор; это и стандарты жизни; это и тип культуры. Относительно первого спорят политики. Относительно второго никто не спорит, все этого хотят. Относительно третьего спорят все, особенно люди религиозные. Обсуждение толерантности, прав меньшинств, свободы и достоинства человека легко переходит в спор о судьбе традиционных ценностей и христианского наследия, от которого лишь один шаг до демонизации современной Европы.
Странно, что «антихристов лик Европы» так плохо прикрыт и легко заметен. Странно и то, что «Святая Русь» не затронута плохим влиянием, хотя согласно Священному Писанию, тьма покроет всю землю, святые будут побеждены и власть зверя распространится на все народы (Откр. 13:7).

Уже в этом упрощенном делении на святые и несвятые территории видится отчасти наивное, а отчасти предвзятое отношение. Фанатичные борцы с «тлетворным Западом» забывают, что «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1). Хотя вот вам другой пример — православный подвижник, соратник и ученик Серафима Саровского Николай Мотовилов в записках “служки Божией Матери и Серафимова” оставил пророчество о рождении антихриста «между Петербургом и Москвой, в том великом городе, который по соединении всех племен славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет “Москво-Петроградом”, или “Градом конца”».

Как антихрист действует по всей земле, обольщая живущих на ней, так и Дух Святой действует всюду, сохраняя святой остаток и доброе влияние. Это более сложная картина мира, в которой нет пяди чистой, христианской территории, зато везде и всюду есть присутствие Божье. Такая картина гораздо более христианская, чем простое деление на Запад и Восток, Европу и Русь, на антихристовы и святые земли.
Вспомним, что Павел, «апостол язычников», шел с Востока на Запад, от Иерусалима до культурного центра - Афин, а затем и до имперской столицы - Рима.
«Требую суда кесарева» - сказал он после того, как иудеи обвинил его в святотатстве и нарушении законов. Чужой Рим, а не «святой» Иерусалим стал для него местом суда и прений. Используя свое гражданское право, апостол апеллирует к власти императора и справедливости суда. На вопрос Феста «Хочешь ли идти в Иерусалим?», Павел отвечает: «Я стою перед судом кесаревым, где мне и надлежит быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева» (Деян. 25:10-11).
В Иерусалиме распяли Христа. Праведника умертвили ради защиты традиционных ценностей. В Риме больше религии ценили право. Но и там умирали христиане – на аренах амфитеатрах или на крестах.
Демократическая Европа и традиционно религиозный Восток – одинако опасны для христиан, дерзнувших следовать за своим Учителем, а не за традиционными ценностями или переменчивой имперской модой.

Не так давно черкасское издательство Коллоквиум выпустило перевод книги христанского философа Джеймса Смита «Кто боится постмодернизма?» (Смит Дж. Церковь и постмодернизм. – Коллоквиум, 2012). Автор постмодернизма не боится, и не советует бояться другим. Напротив, он демонстрирует хороший пример позитивных христианских прочтений постмодернистских тезисов. Первая глава книги – «Из Парижа ли дьявол?» - призывает отнестись к парижской «несвятой троице» без гнева и пристрастия. Деррида, Лиотар и Фуко – не могут быть христианизированы, но и не должны быть демонизированы.
Вопросы Джеймса Смита могут быть распространены не только на постмодернизм как господствующее умонастроение, но и на весь современный мир, пока остающийся европоцентричным: «Кто боится Европы?», «Из Европы ли дьявол?».

Бояться не нужно. В конце концов, не так страшна Европа…
Не так страшна Европа, как ее представляют «православные» кликуши и «протестантские» фундаменталисты.
Не так страшна Европа, как ее азиатская альтернатива в формате «таежного союза».
Всюду страшно без Бога. А с Ним жить можно везде.

Христиане в университете?

Комментариев нет

«
Спаси Господи!», - скажут на это чиновники от минобрнауки. Еще глубоко советские и уже слегка православные чинуши читают заученные мантры, продолжают повторять совнаркомовские заклинания об отделении Церкви от государства и школы.
Тот самый «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» был принят Советом Народных Комиссаров РСФСР 23 января (5 февраля) 1918 года и до сих пор выполняется, словно советы остаются при власти, а народ под их сапогом.
Вот некоторые интересные пункты этого декрета. Положение первое: «Провозглашение светского характера советского государства — церковь отделяется от государства». Положение второе: «Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан». Положение седьмое: «Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви — запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом».
Документ противоречивый – с одной стороны, утверждаются демократические принципы свободы, равных возможностей, невозможности привилегий; с другой стороны, запреты и санкции относятся только к Церкви и религии. Надо понимать, что свобода – это благое пожелание, добрая воля советской власти, разрешить которую было можно (для очковтирательства), но реализовать никогда и никак нельзя. Более того, свобода по-советски – это свобода от религии, для защиты такой свободы нужны ограничения свободы всяческих мракобесов и оголтелых церковников. Так это и понимали: полная свобода атеизма лишает свободы всех остальных – не только свободы, но и вполне осязаемых прав. Cогласно положений 9 и 10, все церковные и религиозные общества лишались своей собственности в пользу народа, и не могли получить права юридического лица.
Уже нет совнаркома и СССР (слава Богу!), но до сих пор школа остается сферой монопольного влияния государства (вот уж действительно: «спаси Господи!»).
Усмиряя несогласных, не допуская альтернативных подходов, не считаясь с мировоззренческим выборов студентов и их родителей, школа продолжает воспроизводить атеистическую матрицу сознания. Конвейер, запущенный совнаркомом, продолжает работать и штамповать homo soveticus. Постсоветское образование остается едва ли не последней цитаделью совка и атеизма.
Справедливости ради, стоит сказать, что не только советское прошлое, но и европейское будущее отводит (резервирует) для христиан место в резервациях, никак не в университетах.
Государственная монополия атеистического влияния сменяется монополией секуляризма и всеядной толерантности. Позволено все, кроме веры. Можно исповедовать что-угодно, но верить нельзя. В том смысле, что нельзя воспринимать свою веру серьезно, т.е. свидетельствовать о ней и предупреждать других об опасности иных религий.
Христиане призваны оспорить эти “естественные” монополии, показать противоестественность любых монополий, в том числе и христианских. В университете они могут присутствовать не как “церковь” (это разные социальные институты, призванные взаимодействовать, но не поглощать друг друга), а как обычные члены общества, студенты или преподаватели, отличающиеся не профессиональными качествами, но своим мировоззрением, этикой, духом.

Вызовы отделения церкви от государства (по-советски) или ограничения публичной активности верующих (по-европейски) следует принимать как призыв к творчеству: не стоит ссылаться на исторические заслуги и пытаться по праву старших снова занять авторитетное место в университетах (которые создавались и развивались именно христианами), не стоит требовать преференций в части идеологического содержания или философии образования. А вот что действительно нужно – быть готовым и способным выдержать конкуренцию в профессиональной среде, представить аргументы в защиту своей картины мира, наконец, проявить те самые христианские качества личности, которые всегда значили больше, чем логические доказательства. Быть человеком, быть хорошим студентом или преподателем, быть самокритичным и при этом убежденным, уважать различные подходы и при этом следовать своим принципам – это личное “мужество быть” в университете сегодня важнее и убедительнее, чем политические или клерикальные битвы за сферы влияния. Такой возможности лишить не в силах никакие декреты, ни советские (уже знаю), ни европейские (надеюсь).


no