-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Наш постмоден закончился Майданом, эпилогом стала война

Комментариев нет


"Русский журнал" (RUSS.RU), 24.02.15

«Революция достоинства» на Майдане и последующая война на востоке Украины стали знаками новой эпохи, возникающей на руинах региональной постсоветской цивилизации и глобальной постмодерной культуры.
Украина и мир после Майдана становятся другими. Новая реальность становится, возникает. Теологи назвали бы ее emerging reality, а ее статус «уже и еще нет». Обращение к теологическому инструментарию вовсе не случайно. Поскольку объяснительный потенциал философии и смежных наук был ограничен горизонтом постмодерности, выход за эти пределы не может быть осмыслен изнутри. Выход в новое и даже само воображение нового под силу лишь пророкам и теологам. К тому же определяющую роль в анализируемых событиях играл фактор религиозный, а именно христианский.
Итак, Майдан и война в Украине стали концом постсоветскости, которая, как и постмодерн, выглядела бесконечным транзитом, бесконечным путем, ведущим в тупик.
После многолетних блужданий по заколдованному кругу, после пресловутой многовекторности, Украина выбрала для себя западное направление, возвращение в Европу, которая к этому времени стала другой – постлиберальной и постхристианской. Как незадолго до Майдана заявляли главы украинских конфессий, «Будущее Украины естественно обусловлено нашими историческими корнями – быть независимым государством в кругу свободных европейских народов… Вполне понятно, что современная объединенная Европа имеет не только достижения. Немало в ней того, что требует изменений или исправления… Знаем, что в этом деле в Европе у нас есть много единомышленников, с которыми мы готовы объединить усилия» (Обращение Церквей и религиозных организаций к украинскому народу, 30 сентября 2013 г.).
Альтернативой «Европе» был «русский мир» - гремучая смесь постсоветскости и московского постправославия. Эта альтернатива была решительно отвергнута, Майдан подтвердил и закрепил европейский выбор Украины. Духовно-социальной базой этого движения стал проевропейский альянс всех основных украинских конфессий, или как их называли в Москве, «униатов, раскольников и сектантов». «Православие» (по сути, «политическое православие») «русского мира» потерпело символическое поражение.
Покидая зону притяжения постсоветско-постправославной империи «русского мира», Украина становится окраиной Европы. Запад Украины переходит в «Запад», сливается с «западной цивилизацией»; на восточной границе начинается хаос.
Приходится вспомнить, что жизнь на границе под силу только смелым казакам. Такая приграничная жизнь остро востребует ценности свободы и солидарности, социальные типы «свободолюбивого» и «жертвенного» ради общего дела, гражданское общество казачьего типа – воинственно демократичного, неиерархичного, народно-христианского.
Изнеженному и ослабевшему Западу придется признать, что «православное» варварство «русского мира» реально и опасно, мир отнюдь не цивилизирован и даже не колонизирован. Хаос совсем рядом и угрожает хрупкой западной цивилизации, некогда выстроенной на христианских началах и, к большому сожалению, о них почти забывшей.
Псевдохристианский «русский мир» угрожает постхристианскому западному миру, и если последний не станет вновь христианским, он обречен в этой битве двух симулякров – агрессивного постправославия и толерантного постхристианства. Потому что агрессивное всегда побеждает толерантное. Агрессивное ненастоящее можно победить только настоящим. Где оно, настоящее христианство? Оно «возникает» в стремлении к настоящему, в возвращении к своим началам, в покаянном обновлении, в открытости к другим традициям мнообразной Церкви.
Центр «нового», обновленного христианства – не на «глобальном Юге» и не на «Севере», а в «средиземье», на стыке «Востока» и «Запада». Такой синтез, такое примирение традиций разделенного христианства начинается в Украине. Украина в составе Европы не будет прежней, но и Европа станет другой, ее христианство станет другим. Именно Украина с ее синтетическим христианством, поиском настоящего, пафосом борьбы за свободу может вернуть динамику европейскому развитию. Украина верит в Европу, в то время как Европа сама в себя не верит. Да и Украина не верит в себя. Если бы они поверили друг другу, этот сплав, это «воссоединение» изменило бы обеих, сделало бы их не другими, а «третьим», целым.
Кроме этой цивилизационной встречи, имеет место и особая культурная ситуация. Ее можно обозначить как «конец постмодерна». События Майдана стали концом «игры» и началом серьезной борьбы, где столкнулись не языковые игры, не симулякры, не дискурсы, а жизнь и смерть, правда и ложь, добро и зло, свобода и рабство, достоинство и ничтожество. Древние бинарные оппозиции потвердили свою неслучайность.
Мы увидели возвращение ценностей, взросление общества, опыт совместного страдания, реальность героической смерти, неожиданную жертвенность вчерашних потребителей. Мы поняли, что есть «вещи», которые дороже жизни – свобода, достоинство, правда, любовь. Мы заметили рядом ближнего и поняли свою свободу как свободу умереть за него, за другого и чужого как за друга и за брата.
Постмодерн был транзитом, а не концом. И Майдан обозначил выход из транзита в новое историческое творчество. Это было пробуждение от сна, искупление прошлого кровью, освобождение через смерть, покаяние делом.
Реальность напомнила о себе колокольным звоном наполнившихся церквей, гибелью лучших из нас, слезами беспомощности. Не все, но многие почувствовали, что происходит что-то «настоящее». И это пробудившееся влиятельное меньшинство оказалось сильнее виртуального большинства. Меньшинство стало законодателем новой моды – на жертвенность, простоту, веру. Не все смогли и смогут повторить подвиг, но почти все признали, что быть героем – «круче», чем жить потребителем, что риск быть участником предпочительнее, чем комфорт диванного зрителя. Появился спрос на полезность и причастность «большему», захотелось быть нужным, не только получать, но и отдавать.
И, конечно же, для всех стал видимым и значимым фактор веры. Церкви стали приютом, защитой, утешением. Общая молитва всех конфессий на Майдане вызывала когнитивный диссонанс и у верующих в постмодерн, и у исповедников «русского мира». Постсоветские и постправославные люди наконец выучили «Отче наш». Люди сражались и умирали с Евангелием в руках. Не было идеологии, зато довольно быстро появилась «теология Майдана». Не было общего политического видения, зато почти освязаемой стала «утопия» Царства Божьего посреди нас.
Постмодерн имел дело реальностью симулятивного типа. На Майдане все было настоящим. На входе мы тоже были почти симулятивными, на выходе почти настоящими. В этом смысле мы вступили в новую культурную эпоху – эпоху постпостмодерна, когда мы вновь ищем подлинного и верим в настоящее, когда вновь открыты абсолютные основания и есть за что умирать, когда вновь актуальны слова великого реформатора «на сем стою и не могу иначе, и да поможет мне Бог».
Сегодня, с определенной дистанции от событий конца 2013 - начала 2014, можно уверенно сказать, что Майдан был концом постмодерна, постсоветскости, постправославия, постхристианства. Мы стали свидетелями чуда пост-пост-современности. Думали, что постмодерн опутал нас навечно, но после Майдана мы снова вернулись в реальность, снова дышим воздухом свободы, снова верим и готовы к бою за то, во что верим. Майдан разорвал удушающую паутину постсовременности. Жизнь продолжается. Исполняются провидческие слова отца Александра Меня, «христианство только начинается». То же самое хочется сказать об Украине и Европе: в связке с христианством они только начинаются, рождаются и возрождаются, все еще или вновь возникают.
Эпилогом Майдана стала война, в которой умирает прошлое и возникает новый мир. Теперь уже не в киевском, а в глобальном масштабе. Не в символическом, а в историческом и даже физическом выражении. Человек, который был убит, никогда больше не станет постмодернистом. Мы все убиты – в котлах Иловайска и Дебальцева, под обстрелами Мариуполя и Волновахи, в подвалах Славянска и Горловки. Если мы способны на это отождествление, на эту последнюю солидарность с погибшими и пострадавшими, мы не сможем больше повторять постмодернистские мантры об отсутствии абсолюта, играть в бесконечные игры, высмеивать веру, развлекаться провокациями и называть черное белым, как не смеем позволить себе постсоветскую ностальгию, советские памятники, песни и праздники.
Новую украинскую (и не только украинскую) ситуацию больше не стоит описывать с помощью штампов постсоветскости и постмодерна; пока не появится новое определение, ее лучше называть эпохой «после Майдана», здесь «после» отменяет все другие «пост-».



Неуместные примеры

Комментариев нет


Я не думаю, что в случае с войной России против Украины уместны ссылки на опыт непротивления Ганди или Мартина Лютера Кинга.
Во-первых, там речь шла о гражданском сопротивлении, а не о войне. Когда люди гибнут тысячами, их нужно или укрывать или защищать. Когда против мирного населения применяют "грады" и "буратино", вести на них маршем колонны непротивленцев - преступно. Это все равно что пытаться разжалобить дьявола. Война - за пределами гражданского, законного, мирного, рационального и проч.
Во-вторых, Россия - не США и не Британия. Здесь беззаконие стало нормой, террор - обычным инструментом, страх и отупение - почти всеобщими. Это не цивилизация (как в случае с несовершенными в плане моральном, но в плане цивилизации состоятельными США и Британией), это антицивилизация.
Вывод? История не повторяется. А если и повторяется, то это будет история не Ганди и не Кинга. Лучше, чтобы это была история Моисея. Он был кротким, но решительным. Предлагал по-мирному, а потом - суды и поражения.
В конце концов, он "простер руку" и потопил армию фараона. Вряд ли его можно назвать "пацифистом". Новый Моисей мог бы вывести не только украинцев из имперской зависимости, он мог бы освободить и россиян от своего одержимого императора...

Дьявол и пустота

Комментариев нет


Москва беснуется. Маршируют легионы одержимых. Но пугает не массовость зла, а внутренняя пустота этой массы.
Ведь зло не более чем отсутствие добра, дьявол - лишь обезьяна Бога, антимайдан - всего лишь сатанинская пародия на "революцию достоинства"...
Пустота смысла, провал бытия, воронка, уходящая в ад...
Посмотрите на эти лозунги и лица и попробуйте повторить слова о "святой Руси", "неповрежденной христианской вере" и "православном возрождении". Ну как, получается?
Нет ни христианства, ни демократии, ни гражданского общества, ни духовной элиты.
Даже Чапаева нет.
Осталась одна пустота - темная, злая, бессмысленная и беспощадная

Скоро все нам будет не нужно

1 комментарий

Есть предел, за которым приходит смертельная усталость, смирение перед неизбежным, а для верующих – радость избавления.
В самом начале украинского кризиса вышедшие на Майдан христиане ожидали поддержки от своих российских братьев, а также собратьев из восточной части страны. Не дождались. После месяцев борьбы и сотен жертв украинцы продолжали робко надеяться хотя бы на сочувствие. Не дождались. Во время эскалации конфликта на Донбассе теплились надежды на помощь мирового сообщества. Напрасно. Теперь осталась надежда только на Бога.
Мы все перестали писать «братьям» в Россию. Мы больше не следим за дипломатическими жестами европейцев и прениями в конгрессе США. Мы следим только за новостями с фронта, рассчитываем на себя и молим о помощи Бога.
Я вспомнил одно из знаменательных писем советской эпохи. Его написали христиане нелегальной общины. Устав писать Брежневу, не получая ответов от генсека ООН, не находя понимания даже со своими лояльными к власти братьями.
***
7 июля 1974
Христианам всего мира!
Еще немного и очень немного и ни Библии, ни Симфонии, ни одежда, ни обувь, ни самые дорогие ценности мира сего нам будут уже не нужны, ибо мы увидим Его – Христа, как Он есть, а с Ним и все.
***
Это письмо обреченных, сознательно идущих на смерть, и смерти не боящихся. И все же оно полно грусти - от отсутствия своевременной помощи, христианской солидарности, элементарного сочувствия. От одиночества в беде и тяжести страданий

Мы за мир?

Комментариев нет


Самая миротворческая страна - Россия. Ради мира устроили бойню в Абхазии, Приднестровье, Карабахе, Чечне. Вторжение в Грузию называли "принуждением к миру". Агрессию в Украину - "защитой соотечественников". При этом патриарх Кирилл уверяет, что от России не исходит никакой угрозы, что она несет миру миру и традиционные ценности. Главным защитником этих "ценностей", конечно же, является президент Путин, - добавляют верные "миру" российские баптисты.
То, что я читал в кестонском архиве, вновь становится актуальным. Пыль струси - еще сгодится. Мне кажется, спичрайтеры российских церковных лидеров могут не утруждать себя творческими потугами, а просто брать за основу наработки советских лет (ссылки на кестонский архив
).

Рождественское послание всем христианам мира, ВСЕХБ, 25 декабря 1973 г.
USSR/Bap 27/1
Большим событием 1973 года было проведение в октябре в Москве Конгресса миролюбивых сил всей планеты, прошедшего под девизом «За справедливый, демократический мир, за безопасность народов и международное сотрудничество». В этом большом форуме принимали участие и несколько сот представителей различных религиозных вероисповеданий. Единодушно одобренная Конгрессом программа мира призывает «все международное сообщество освободиться от взглядов холодной войны и проявлять терпимость и жить вместе друг с другом, как добрые соседи». Иисус Христос совершил величайший подвиг для примирения человека с Богом, от нас же теперь требуется постоянный подвиг для примирения людей друг с другом

Информационный бюллетень ВСЕХБ, 1986
SU/Bap 27/8
11 февраля 1986 года главы церквей и религиозных объединений Советского союза выпустили обращение к верующим всего мира, в котором выражена воля к «прочному и справедливому международному миру многих миллионов буддистов, иудаистов, мусульман и христиан Советского союза… считаем своим долгом обратиться к религиозным деятелям, к верующим всего мира с братским призывом возвысить своей голос в поддержку предложений, содержащихся в заявлении Михаила Сергеевича Горбачева». 1986 год является особым годом: он объявлен ООН – годом мира

Неуваженье - смертный грех

Комментариев нет


Вера и жизнь. - 2015. - №2

«Не плотников ли Он сын?»

«Придя в Свой родной город, Он стал учить в синагоге. Все слушатели поражались. «Откуда у Него такая мудрость и такая сила? – говорили они. – Разве Он не сын плотника? Разве Его мать зовут не Мариам, а братьев – не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? И разве не все Его сестры живут здесь, у нас?». И потому они Его отвергли. «Всюду пророк в почете, только не на родине и не у себя дома», - сказал им Иисус. И многих чудес Он там не совершил из-за неверия их». Матф. 13:54-58.

Иисус посещает родные края. Говорит слова мудрости и силы. Но его проповедь пробуждает в людях не восхищение и уважение, а зависть и пренебрежение: «Он – один из нас. Ему неприлично говорить премудрости и претендовать на что-то. Выскочка. Хочет выделиться. Вся его семья – отец, мать, братья, сестры – нормальные, люди как люди. Он один не в себе. Сын плотника не должен умничать».
Пришел бы Иисус с богатством и властью – зауважали бы. А так – отвергли, пренебрегли. И своим неуважением лишили себя чудес, остались без веры и Бога, в серости и склочности.

Неуважение – один из смертных грехов украинцев. Казалось бы, уважение/неуважением - глубоко личное дело, не проявляющее себя в открытом виде. Но это далеко не так. Неуважение связано с неверием в Богу и в образ Божий в другом человеке. Неуважая человека, мы неуважаем образ Божий в нем, а следовательно и Самого Бога.
Неуважение поддерживает и оправдывает все другие смертные грехи украинцев. Трудно дать взятку человеку, которого считаешь порядочным. Напротив, легко дать тому, кого считаешь безнадежным коррупционером. Если закон уважаешь, будет трудно его нарушить. Если уважаешь ближнего, вряд ли поступишь с ним безответственно.
Неуважение – неприметный, бытовой, обычный грех, разрушающий жизнь украинцев. У нас уважают силу, деньги, власть. Но не человека, личность, мнение, поступок. «Встречают по одежке». «Боятся, значит уважают».
У нас знакомятся без лишних протоколов, тыча в грудь «ты кто такой»? У нас даже близкие друзья после возлияний кричат друг другу: «Ты меня уважаешь?». И чем громче кричат, тем меньше за этим самоуважения и уважения к другим.
Взаимное неуважение приводит к тому, что каждый хочет отыграться неуважением к другому за неуважение себя. Когда люди опаздывают, то утешают себя: «Подождут, никуда не денутся». Потому что сами ждали, потому других ждать заставляют. Накричать на подчиненного даже приятно, потому что до этого начальник накричал на тебя. Милиционер унижает людей, потому что знает: в их глазах он «мент». И т.д., и т.п. Замкнутый круг неуважения, унижения, отчуждения…
Но страшнее всего другое. Неуважение порождает неверие. Неверие в человечность, в достоинство и порядочность друг друга. Недоверие словам, обещаниям, улыбкам, рукопожатиям Я тебя не уважаю, следовательно тебе не верю, в тебя не верю, в тебя как достойного, человечного, доброго. Так украинцы превращаются в нацию недоверчивых. По оценкам экспертов Мирового банка, 75% украинцев не доверяют никому. Отношений нет, общество распадается.
Неуважение-недоверие-неверие – эта страшная связь помогает понять, почему нельзя считать «неуважение» мелким грешком. Без веры в то, что каждый человек – образ Божий и потому достоин уважения, распадается не только общество, распадается сам человек, гниет его душа, его тошнит от самого себя.
Мы не уважаем других, потому что не уважаем себя, не уважаем человека (его или меня, любого) как сотворенного Богом по Его образу и уже потому достойного нашего уважения. Т.е. мы не признаем тем самым Бога и человека как Его творение. Мы меряем все своей меркой, глядя на других свысока, ставя себя (творение) на место Творца.
Неуважение может быть оправданно только тогда, если Бога нет, если я сам – «бог». Если Бога нет, то никто никого уважать не обязан. Тогда позволено все. Тогда можно делать дело лишь бы как, спустя рукава. Тогда можно ценить выгоду, а не доброе имя. Тогда можно относиться друг ко другу потребительски. Тогда можно ценить не самого человека, а то, что у него есть и что он может дать.
Если же мы верим в Бога, то мы должны верить в то, что Он создал не только меня, но и каждого другого человека по Своему образу, тем самым сделав каждого достойным моего уважения. Как поет Юрий Шевчук, «Господь нас уважает» - не только меня, но и его, и ее, и каждого.
Если мы уважаем Бога, Его творение, Его мир, Его промысел, то мы будем уважать каждого, с кем Бог позволит нам встретиться. Мы будем уважать землю, в которой Он нас поселил; народ, частью которого позволил стать; язык, на котором говорят вокруг нас. Мы будем уважать каждого клиента, угождая ему наилучшим образом. Мы будем уважать ожидающих нас, приходя заблаговременно. Мы не позволим себе унижать другого своим богатством, красотой, силой или властью. Мы будем помнить о примере Иисуса, плотникова сына, ставшего одним из нас и тем самым уважившего каждого человека.

Вы говорите - пропаганда, я говорю - магия

Комментариев нет

Магия Ильича
Что за духовная власть поддерживает Путина? Что за сила лишила больше ста миллионов россиян способности мыслить свободно и критически? Что за злая воля толкнула на предательство и братоубийство?
Вы скажете - пропаганда. Нет, мало. Здесь гораздо больше, настоящая дьвольщина. Магия красного православия и богоборческий мессианизм Ильича. Сегодня два Владимира вместе, два одержимых "императора". Дело Ленина живет. У него новое лицо, новая фамилия, но тот же тленный и злой дух. Между империей советской и "русским миром" явная духовная преемственность. Сейчас Ильича отправляют на помывку. Помыть и освежить Ленина на фоне войны в Украине - магическое действие. Инфернальный символ прошлого вновь понадобился для войны с живыми людьми. Пока демон важно лежит в своем мрачном дворце на Красной площади, он правит историей России и навязывает ее соседям. История переписана не будет, истории вообще не будет, лишь блуждание кругами советского ада. Постсоветской историей правят мертвые. Их тлен отравляет жизнь живых и заставляет приносить все новые гекатомбы жертв, в том числе в Украине
Вы говорите - пропаганда, а я говорю - магия.
Вы о киселевщине, а я об ильичевщине.
Вы о Путине, а я о сатане
no