Я видел «Церковь
рассеянную» – по частям, по единицам и группам. Таковой она бывает шесть дней в
неделю, когда христиане священнодействуют в своих домах и на своих рабочих
местах. Затем они собираются воедино на храмовом служении.
Пастор Даниил из
Бишкека сказал об этом так: «Церковь пребывает в двух состояниях – рассеянном и
собранном. Но это одна и та же Церковь».
Эти слова прозвучали на «Форуме
профессионалов-христиан», который не претендовал на «церковность», но явно ею обладал
– ведь он собрал более пятисот молодых христиан из пяти среднеазиатских стран и
нескольких десятков самых разных деноминаций.
Я подумал, что рассеянные могут
собираться не только в храме и не только для храмовой службы. Но также для
совместного размышления и труда, прославления и общения, траура и протеста,
творчества и солидарности.
Греко-католический
священник Михайло Димид увидел Церковь на Майдане – когда прихожане разных
церквей объединились для христианского протеста. Там возникала некая общность,
условно названная «киевским христианством» или «украинской Церковью».
Такую же
собранную отовсюду, призванную от четырех концов земли Церковь я видел на
площади Святого Петра в Риме и на Лозаннском конгрессе в Кейптауне.
Сегодня мы должны
вновь задуматься о Церкви в режиме открытых вопросов. Не только о ее «что», но
также о ее «где» и «как».
Ведь она не возникает на время храмовых
служб и не исчезает после.
И то, что мы находим в отчетах церковного начальства - тоже не Церковь. Она не в камнях и бревнах, но также не в бумаге.
А как она
существует?
Где и в чем проявляет себя?
В каких формах она продолжается по ту сторону церковных стен?
В каких формах она продолжается по ту сторону церковных стен?
И так ли уж нужен ей храм?
Комментариев нет
Отправить комментарий