Христос воскрес!
У цей Великдень я думаю про три сцени в останньому розділі Євангелія від Луки. Перша дивує, друга запалює, а третя стверджує.
«Немає Його тут, бо воскрес» - кажуть ангели розгубленим жінкам біля порожньої гробниці. Ця новина шокує. Так не буває! Але це правда. Гроб Ісуса порожній.
Далі ми читаємо, що Воскреслий з’являється розчарованим учням на шляху до Еммауса: «Ісус, наблизившись, пішов разом з ними». Він знаходить кожного з нас і запалює наші згаслі серця.
І в кінці ми бачимо зібрання апостолів, під час якого Ісус демонструє реальність Свого воскресіння – показує рани на тілі, приймає їжу, розкриває сенс пророцтв. Так учні стверджуються у вірі та покликанні: «Ви ж є свідками цього».
Нехай цей Великдень здивує, запалить і наділить силою мене, тебе, нас разом як Його учнів та свідків!
Христос Воскрес! Воістину воскрес!
Радісного Великодня вам та вашій родині!
Ваш брат Михайло Черенков
Остановимся немного поподробнее на вопросе «по какой причине воскресение Христа называется Пасхой?» А для этого сначала рассмотрим, как Пасха представлена в Ветхом Завете.
ОтветитьУдалить1) Пасха — праздник, который связан сугубо с еврейским народом и его выходом из египетского рабства. Имею в виду то, что никто, кроме них, не находился в подобной ситуации и только им повелено отмечать данное событие.
2) Сама суть Пасхи связана с жертвой и со смертью (причём не только агнца, но и всех первенцев египетских). Никакой связи с оживлением (воскресением из мёртвых) в ней нет — наоборот, основное событие — смерть.
3) В добавление к предыдущему пункту стоит иметь в виду, что и само еврейское слово «песах» означает «проходить мимо» (или «проходящий мимо»), что связано опять же со смертью, которую сеял ангел-губитель в Египте (но никак не с воскресением).
4) У самого праздника был строгий порядок, игнорирование которого делало Пасху уже чем-то другим (никто не имел права праздновать, как и когда ему заблагорассудится). И мы знаем, что Писание особо отмечает царей, которые стремились к точному следованию этому порядку (4 Цар. 23:21-22; 2 Пар. 30:5; 35:18).
5) В добавление к предыдущему пункту следует отметить, что само празднование Пасхи не было «праздником» в нашем обыденном понимании этого слова: агнец не приготовлялся, как обычная еда, которая делается для того, чтобы насладиться её вкусом — его мясо должно было быть съедено, будучи лишь «испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами» (т.е., это не были шашлыки или жаркое). Кроме того, сказано: «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:11). Согласитесь, так праздники не празднуют. При таком порядке празднование, с чисто человеческой точки зрения, не могло приносить людям удовольствие — они соблюдали его как религиозный обряд, как заповедь Божью.
Теперь рассмотрим, как представляет нам Пасху учение Нового Завета (для Церкви).
1) Пасха как праздник (предписанный для соблюдения евреям в Ветхом Завете) в Новом Завете называется «праздником Иудейским» (Иоан. 6:4) или «Пасхой Иудейской» (Иоан. 2:13; 11:55).
2) Соблюдение той же еврейской Пасхи и в Новом Завете неразрывно связывается с «пролитием крови» (Евр. 11:28), т.е., со смертью, а не с воскресением, оживлением или чем-либо подобным.
3) Наконец, Христос называется «Пасхой нашей» именно потому, что Он был «заклан за нас»
(1Кор5:7) — никакого упоминания о Его воскресении при этом нет. Нередко в попытках оправдать именование воскресения Господа Пасхой можно услышать, что Христос совершил наше искупление от греха подобно тому, как евреи вышли из рабства у египтян. Всё верно, но наше искупление совершилось не во время воскресения Христа, а с Его смертью на кресте, о чём он и засвидетельствовал, сказав «совершилось». Не споря с этим, некоторые люди говорят, что близость самих событий (смерть и воскресение) даёт право называть воскресение Пасхой, но, во-первых, как тогда назвать Его смерть? И, главное, это не совсем искренно, поскольку в качестве Пасхи празднуется именно воскресение, а никак не смерть на Голгофе.
В обоих случаях провозглашение указывает не только на избавление в прошлом, но и подразумевает избавление в будущем, вот почему необходимо провозглашать это до тех пор, пока он не придет во второй раз.
Песах указывает нам на празднование Его самопожертвования. Не злые люди забрали у Него жизнь. Они не могли это сделать, Он отдал себя за них.