
«Благодать!» - говорим мы, когда вдруг переживаем счастье, оказываясь в неожиданно приятном положении или получая незаслуженный подарок. Это происходит, когда в обычную жизнь вторгается чудо. Чудо может быть более чудеснее, или менее, но в любом случае оно указывает на какой-то далекий, нездешний источник, случается вне наших прогнозов, выпадает из обычных причинно-следственных связей.
Когда вдруг перестает болеть то, что долго мучило; когда забегавшийся раб мегаполиса открывает для себя свободу и простор девственной природы; когда обреченный на казнь получает прощение. Я произношу это слово, когда наблюдаю за игрой своих детей и понимаю, что они – чудо, не мой проект, а Божий подарок; когда смотрю на кривую своей жизни и удивляюсь милости Всевышнего; когда чувствую в сердце любовь, хотя умом знаю, что на это не способен, что этой любви просто неоткуда взяться.
Все это – следы, отсветы Благодати. Полнота же ее переживается, когда Бог прикасается к сердцу и говорит с ним. Когда Он исцеляет измученную грехом душу. Когда Он прощает, списывает долги. Когда человек вновь видит в себе образ Божий и обретает ранее утраченное достоинство. Когда то, что долго и тщетно искал в мире, даруется из Божьих рук.
Благодать Божья доступна всем. Вне логики расчета, вне законов экономики, за пределами рынка, выше справедливости. Такая благодать удивляет отчаявшихся грешников и раздражает религиозных самоправедников.
Человек нуждается в том, что находится за его пределами, за порогом его логики, понятия о справедливости, принципов обмена. Благодать - то, что приходит издалека, не принадлежит миру наших отношений. Благодать – дар от далекого Бога, привет вечности, шанс потерявшемуся, заблудшему сыну.
Благодать – главное слово в христианстве, его не найти в других религиях. Здесь есть и учение о праведности, и предостережение о наказании, но прежде всего - проповедь о любви. Христианство без благодати – такая же мертвая религия, как все прочие. Интересная, умная, красивая, но не живая.
Все, что нам нужно – благодать. То, что нужно всем. Что не принадлежит никому. Что доступно каждому.
Везде и нигде - как воздух и Бог. Бесценна, но не предметна - как жизнь. Невесомая вещь, невидимое богатство. Ее отсутствие или потеря – смерти хуже. Ее тратят без меры; расходуют, не замечая. Но страшно остаться без нее вовсе. Это ад, пустота, обреченность.
Самое лучшее пожелание, которое можно оставить читателям – пожелание благодати. Именно с этого апостолы начинали и заканчивали свои послания первым христианам. Именно этого так не хватает нам с вами, жителям постхристианского мира.
Церковная Библиотека.
ОтветитьУдалитьЖена за нее отвечает, а я иногда "подрабатываю" в качестве "промоутера". Люди подходят, смотрят.
Подходят христиане со стажем: "А что бы взять почитать?"
Читали "Что удивительного в благодати?" - "Нет" - "Обязательно прочитайте"... эх. Никакого энтузиазма. Может в следующий раз сказать: "Ни в коем случае не читайте эту книгу"?
Может просто слово "благодать" стала для нас чем-то непонятным, оторванным от жизни?
Нам проще представлять благодать, как некую субстанцию, витающую в атмосфере старенькой деревянной церкви, в запахе ладана, при неясном свете свечей. И благодать эта - неясная, эфемерная, нереальная и - не наша...
Наша благодать - это то, что меняет мой характер, то, что дает силы идти дальше...
Спасибо, Миша, за размышления.
Сергей, спасибо! Верные мысли, хотя в старенькой церкви я тоже встречаюсь с чудом благодати, иногда что-то происходит в совершенно неожиданном месте и времени
ОтветитьУдалить