Бог смотрит на
нас, смотрит за нами глазами ближнего. Обижать ближнего – грешить против Бога.
Разве это не грех – просить у Бога милости и благополучия для себя и тут же
отказывать в этом другим людям? Разве это не грех – присваивать себе то, что
Бог хочет дать всем?
Мы не должны
забывать, что живы и свободны лишь милостью Божьей, а потому просто обязаны
быть милосердными к другим.
«Не обижай» - это строгое повеление. Не обижай жену
(Втор. 24:1-5), наемника, бедного и нищего (6, 14-15), заемщика (10-13),
пришельца, сироту и вдову (17).
Суди честно
(16-17), истребляй воров (7), берегись заразы (8-9), чтобы в обществе были
здоровые отношения и каждый чувствовал себя защищенным.
Оставляй на поле
сноп (19), на ветках немного маслин (20), в винограднике часть плодов (21),
чтобы нуждающиеся могли взять остатки себе.
Все это – ради
заботы о ближнем, чтобы никто не был обижен, чтобы весь народ мог разделить
блага, дарованные Богом. Причем дважды звучит напоминание к тем, кто возвысился
и обогатился, кто мог забыть, что такое нужда и унижение: «Помни, что и ты был
рабом в Египте, и Господь, Бог твой, освободил тебя оттуда: посему я и
повелеваю тебе делать сие» (18); «И помни, что ты был рабом в земле Египетской:
посему я и повелеваю тебе делать сие» (22).
Когда тебя
обижали, Бог вмешался. Как ты можешь обижать другого? Как можешь не слышать
крика о помощи, как можешь не видеть нужды ближнего?
«Не обижай» (14)
- это предельно лаконичное и предельно категоричное обращение к молодым
поколениям Израильтян, которые начали забывать рабскую жизнь в Египте. Это
призыв к нам, старающимся не замечать чужой нужды и боли.
Как я могу
обижать ближнего? Что в моих действиях может считаться обидным? Какие грехи
против ближнего стали нормой для нас и оттого вызывают еще больший гнев Божий?
Как можно исповедать, исправить, исцелить обиды против «братьев» и «пришельцев»?
Комментариев нет
Отправить комментарий