Среди прочих царей Иудейских Озия выделялся неутомимой деятельностью на благо страны и народа. Что он только не сделал – и врагов усмирил, и войско вооружил, и машины военные придумал, и стены городов отстроил, и башни воздвиг, и водоемы иссек, и скот в обилии развел.
Царь освоил все, что только можно. К своему царскому титулу он добавил почетные звания земледельца, садовода, скотовода, изобретателя, полководца...
И здесь, на пике случается нечто плохое. Царь заходит слишком далеко, вторгается в чужую сферу. Как пишет историк, «Когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам» (2 Пар. 26:17).
Царь захотел подчинить себе последнюю оставшуюся сферу, стать духовным вождем и установить с Богом прямой контакт.
Священники воспротивились этому и напомнили царю, что это сфера вне его власти: «Не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников» (18).
Но царь уже не слышал. Он так привык осваивать и подчинять все сферы, что не мог отступить. Тогда Бог показал всем Свою верховную власть – прямо у алтаря царя поразила проказа.
Лишь тогда царь «поспешил удалиться» (20).
С тех пор прокаженный царь жил в отдельном доме. Его больше не называли великим садоводом, военным инженером, устроителем городов. Его называли одним словом – «прокаженный» (23).
Эта история напоминает о том, что храм принадлежит Богу и только Богу. А также о том, что Бог общается с людьми на Своих условиях и не терпит царского самовольства.
Царская власть не может быть абсолютной, она ограничена властью Божьей. И есть особая власть – власть священников как представителей власти Божьей. Бог их поставил рядом с царем – как ограничение, как дополнение, как предупреждение.
Библия учит о разделении и ограничении властей. Потому редкие цари ее читают и любят. Тем хуже для царей.
Комментариев нет
Отправить комментарий