Изображение: Илья Репин. Плач пророка Иеремии
***
Господь обходит землю, посещает народы, смиряет гордых.
Особенно достается тем, кто превозносился над Израилем, кто унижал и терзал избранных Божьих.
Вслед за другими приходит черед Моава:
«Истреблен будет Моав из числа народов, потому что он восстал против Господа. Ужас и яма и петля--для тебя, житель Моава, сказал Господь. Кто убежит от ужаса, упадет в яму; а кто выйдет из ямы, попадет в петлю, ибо Я наведу на него, на Моава, годину посещения их, говорит Господь» (Иер. 48:42-44).
«Година посещения» - это не праздник, это суд, справедливое воздаяние за содеянное зло.
Но пророк Иеремия не радуется чужой беде, не желает гибели соседям.
Его сердце стонет о Моаве как свирель (Иер. 48:36). Он рыдает и вопит (31).
Почему пророк плачет о Моаве? Может быть, потому что моавитяне – родственники и соседи. Может быть, потому что «посещение» соседей – напоминание всем. Может быть, потому что настоящий пророк способен любить и своих, и чужих.
Что такое «посещение»?
Это проверка тех, кто считался сильным:
«Пожалейте о нем все соседи его и все, знающие имя его, скажите: 'как сокрушен жезл силы, посох славы!» (17).
Это наказание за гордость и самоуверенность:
«Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои, то и ты будешь взят» (7).
Это расплата за беспечность:
«Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся. Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я пришлю к нему переливателей, которые перельют его и опорожнят сосуды его, и разобьют кувшины его» (11-12).
Это наказание за причиненное другим зло и унижение:
«Не был ли в посмеянии у тебя Израиль? разве он между ворами был пойман, что ты, бывало, лишь только заговоришь о нем, качаешь головою?» (26-27).
Все народы, которые ранее слыхали «о гордости Моава, гордости чрезмерной, о его высокомерии и его надменности, и кичливости его и превозношении сердца его» (29), увидят на нем Божий суд. 'Как сокрушен он!' будут говорить рыдая; 'как Моав покрылся стыдом, обратив тыл!'. И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его (39).
За что все это? Неужели за «обычные» грехи?
Пророк знает, что причина глубже:
«Истреблен будет Моав из числа народов, потому что он восстал против Господа» (42).
Если суд пришел на равнины (21); если отсечен рог Моава, и мышца его сокрушена (25); если Моав пожинает плоды того, что он дерзко вознесся против Господа (26); то что это значит для Израиля? Разве Израиль не вознесся выше прочих, не грешил больше других? Разве не ждет его еще более страшный суд?
Пророк знает, что Израиль идет по этому же пути. Поэтому судьба Моава страшит, поэтому о Моаве стонет сердце. Потому что это урок для Израиля, это урок для всех народов.
Это также призыв «сойти с высоты величия» (18), пока еще можно избежать полной гибели. Потому что есть надежда даже в «день посещения». Потому что для тех, кто смирится и обратится к Богу, «день посещения» может стать днем спасения:
«Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. Доселе суд на Моава» (47).
Нас всех ожидает «время посещения». Судьба Моава напоминает об этом. Вместо того, чтобы спрашивать о причинах соседских бед, стоит задуматься о себе, не вознеслись ли мы против Господа.
Стоит рыдать и вопить о тех, кого посетил Господь судом и наказанием.
Стоит сойти с высоты величия, чтобы плакать с плачущими, чтобы быть милостивым и быть помилованным.
Комментариев нет
Отправить комментарий