On the picture: Van Eyck. The Adoration of the Mystic Lamb’ altarpiece at Ghent’s St Bavo’s Cathedral
***
Господь не лицеприятен, Его суд не избирателен. Придет черед каждого. Тот, кто радовался судами над египтянами, филистимлянами и моавитянами, не останется не наказанным. Ни один народ не останется без «посещения».
«Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить [чашу]» (Иер. 49:12).
Вот приходит черед сыновей Аммоновых, Едома, Дамаска, Кидара и царств Асорских, и даже отдаленного Елама.
Что их объединяет в одну группу подсудимых? Гордость. Когда мы читаем Божий приговор народам, то находим в нем расшифровку основного греха: обольщение своим величием, надежда на свои укрепления и сокровища, надменность сердца и самохвальство, ложная мудрость, вероломство и жестокость к соседям, самонадеянность и беспечность.
Для чего же Бог «посещает» эти народы? Для сокрушения гордости. Не для полного истребления или беспощадного возмездия.
Нам трудно вместить эту мысль, поскольку мы привычки думать, что милость и прощение, возвращение и восстановления – только для Израиля.
Но вдруг мыс слышим:
«Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь» (48:47).
Нам можем показаться, что это только для родственного народа.
Но затем мы слышим то же самое о сыновьях Аммоновых: «Вот, Я наведу на тебя ужас со всех окрестностей твоих, говорит Господь Бог Саваоф; разбежитесь, кто куда, и никто не соберет разбежавшихся. Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь» (49:5-6).
То есть никто не соберет разбежавшихся, все скажут: безнадежно, невозможно, история закончилась. Но Господь соберет.
Далее мы слышим интересные слова о Едоме:
«Я донага оберу Исава, открою потаенные места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет его. Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня» (10-11).
Один и тот же Бог истребляет воинов Исава, но при этом заботится об оставшихся сиротах и вдовах. А это значит, что жизнь продолжается и надежда не погибла. А это значит, что будущее есть – но не благодаря воинской силе, а благодаря Божьей милости. Из сирот Господь создаст новый народ, который не будет воевать, который будет знать Единого Бога и служить ему вместе с другими народами земли.
Мы слышим также о далеком Еламе, что Бог сокрушит его силу и рассеет его остаток:
«Так говорит Господь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу их. И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты. И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их» (35-37).
Казалось бы, что еще можно сказать после этого? Бедствие, поражение, истребление… Но после этих страшных слов мы слышим нечто странное, никак неожиданное. Там, где можно было поставить точку; там, где мы ожидали увидеть конец, вдруг находим продолжение:
«И поставлю престол Мой в Еламе, и истреблю там царя и князей, говорит Господь. Но в последние дни возвращу плен Елама, говорит Господь» (38-39).
Истребляя царей и князей, лишая нас ненужной силы и самоубийственной гордости, Бог напоминает о Своей верховной власти. И в этом не погибель, а спасение. Потому что перед Его престолом гибнут лишь гордые, а смиренные оживают. Именно здесь снова мы слышим слова надежды: «в последние дни возвращу плен».
В последние дни Господь возвратит плен всех народов. Не только Израиля, но также Египта, Филистимлян, Аммонитян, Моава, Едома, Дамаска, Асора, Елама… Бог сохранит остаток каждого народа, просеет и очистит всех, чтобы собрать вместе и назвать их Своими.
Комментариев нет
Отправить комментарий