Первая публикация: журнал "Вера и жизнь", 2024
Рассуждая о будущем, мы нередко отдаемся во власть любопытства и фантазии. Но Евангелие взывает к нашей серьезности и ответственности. Зная наперед о том, что будет, мы должны привести себя в порядок и быть готовыми. Каким будущее будет для нас? Это зависит от нас.
Говоря о событиях последнего времени, Иисус призывает нас бодрствовать: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42, см. также 25:13). Похожие слова звучат после притчи о десяти уснувших девах, пять из которых в результате беспечности оказались без масла и огня: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25:13).
В этих стихах Иисус фокусирует внимание на нашем состоянии: бодрствуйте! Не на обстоятельствах времени, не на любопытных деталях истории, но на нашей готовности. Мы не знаем, когда это будет. Но мы знаем, что нам нужно бодрствовать. Всегда, во всякое время, на протяжении всей жизни.
Именно так говорится в Евангелии от Луки: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Луки 21:36). Лука добавляет здесь к слову «бодрствуйте» немного важной конкретики: «на всякое время», «и молитесь». То есть бодрствуйте не только в критический момент, но всегда. Потому что мы не знаем, какой именно момент будет критическим. И еще: мы не можем бодрствовать без молитвы.
Все мы хоть что-то да знаем о бодрствовании и молитве. В особенно трудное время мы можем не спать ночами и усиленно молиться об исцелении, избавлении от зависимости, спасении от смерти, или же покаянии друзей. Но здесь Иисус говорит о другом, здесь Он призывает нас сделать молитвенное бодрствование правилом или способом жизни. Потому что главное ведь не в том, чтобы избавиться от преходящихтрудностей этой жизни, а в том, чтобы приготовиться к жизни вечной, к встрече с Богом.
Мне представляется интересным, как этот же текст переводит библеист Андрей Десницкий: «Постоянно бодрствуйте в молитве, чтобы вам хватило сил преодолеть всё, что должно произойти, и предстать перед Сыном Человеческим».
«Бодрствуйте в молитве» звучит конкретнее, чем «бодрствуйте и молитесь». Молитва – не дополнение. Молитва – это условие бодрствования.
Молитва – эта та необходимая активность, которая помогает нам бодрствовать, не спать, не упасть, не погрузиться в сон, не потерять связь с реальностью, не пропустить важное.
Нельзя бодрствовать, не молясь. Без молитвы мы обречены на спячку. Если молитва – это наша связь с Богом, с духовной реальностью, то без молитвы мы теряем чувство реальности, осознание происходящего, важность момента.
В Гефсиманском саду Иисус показывает на личном примере необходимую связь бодрствования и молитвы, а ученики показывают собой непонимание этой связи.
«Иисус идет со своими учениками в место под названием Гефсимания. Там Он говорит ученикам:
— Побудьте здесь, а я отойду поодаль помолиться.
С Собой Он взял Петра и двух сыновей Зеведея.
Тогда говорит Он им:
— Душа моя в муке смертной, останьтесь здесь, со Мной, и будьте начеку!
Немного отойдя, Он пал лицом на землю и стал молиться так:
— Отец Мой, если можно, пронеси эту чашу мимо Меня — но да будет по-Твоему, а не по-Моему!
Возвращается Иисус к ученикам — и застает их спящими. Тогда говорит Он Петру:
— Что же, не смогли вы продержаться вместе со Мной и одного часа?
Будьте начеку и молитесь, чтобы не поддаться искушению: дух крепок, а плоть немощна.
(Мф. 26:36-41 в переводе А. Десницкого).
Здесь Иисус - в молитвенном борении, а ученики - в молитвенном расслаблении. Оказывается, за три года следования за Христом, Его ученики так и не научились молиться. И даже тогда, когда было столь важно побыть с Учителем в самый ответственный момент, поддержать Его и научиться у Него, они проспали и этот последний урок.
То ли ученики пытались бодрствовать без молитвы, то ли молились слабо и в полудреме, но результат известен – они уснули и заслужили упрек Учителя. Три раза Иисус просил их пободрствовать в молитве, и трижды они погружались в сон.
Уверен, что для каждого из нас такой экзамен на бодрствование в молитве был бы сложным. Может потому, что мы к нему не готовимся?
Я помню, как в юности мы иногда проводили ночные молитвенные общения. Как бы ни было интересно в начале, уже через несколько часов мысли начинали путаться, а глаза слипаться. Спасало лишь то, что я был не один, со мной были друзья. Каждый раз я думал: как все это сложно, и как же я слаб!
Бодрствование в молитве кажется сложным для всех, кто это не практикует. Расслабиться и спать всегда легче. Но сон, особенно в Библии, всегда связан с опасностью, так как делает нас беспомощными.
Если мы большую часть жизни проводим в духовном сне и по-настоящему молимся лишь в экстремальных ситуациях, то очень рискуем стать легкой добычей лени, усталости, страха, обмана.
Бодрствовать в молитве нужно не в последний день, а каждый день. Если мы не научились этому на протяжении жизни, не привыкли к этому путем ежедневной практики, то вряд ли сможем продемонстрировать в решающий момент.
Если мы хотим приготовиться к испытаниям последнего времени, нам предстоит переосмыслить свое отношение к молитве самым серьезным образом. Знаки последнего времени – войны, гонений, массовое обольщение, страх будущего, нарастающий хаос… - побуждают нас именно к этому.
Когда в моей родной стране началась война, я, живя на другом конце мира, решил делать то, что посильно, - молиться каждый вечер в строго определенное время о скорейшем торжестве Божьей правды и справедливости. Эта ежедневная молитвенная практика изменила меня, порядок моей жизни, мои приоритеты. Молитва помогает мне бодрствовать – не сдаваясь тревоге или безразличию, но пребывая в мире Божьем и уповании на Него. Мне страшно представить, что было бы со мной, если бы не бодрствование в молитве.
Как нам бодрствовать в молитве сегодня? Вот три простых практических совета.
Во-первых, нужно выделить время для ежедневной молитвы. Бодрствовать – значит не позволить усталости, занятости, суете захватить наше расписание. Бодрствовать – значит отдать Богу центральное место и охранять это место от всех других претендентов на трон или коварных влияний. Сделать общение с Богом своим первым приоритетом – важнее хлеба и воды, а тем более новостей и телефона.
Во-вторых, нужно молиться с ясным сознанием и всецелым вниманием. Не нужно бормотать как во все, не нужно повторять общие фразы, нужно говорить с Богом откровенно, честно, искренно, духом и умом. Нужно быть здесь, в молитве, в присутствии Бога, а не где-то там. Молиться, не раздваиваясь.
В-третьих, нужно приносить все нужды и переживания Богу, не поддаваясь эмоциям и страхам, советам и компромиссам этого мира. Все важные решения стоит принимать только после молитвы и в духе молитвы, исповедуя Божью власть и доверясь Его воле. Лишь так мы видим Божий план и свое место в этом плане, лишь так мы обретаем силу пройти через испытания с верой и верностью. Бодрствовать – значит смотреть на Бога и идти за Богом, след в след, не сворачивая, не смотря по сторонам, не думая о постороннем. Все решать в молитве.
Каким будет последнее время для тебя? Это зависит от тебя. Мы не знаем подробностей этого страшного времени, но со слов Христа мы знаем о главных его испытаниях – обольщении, страданиях, оскудении любви и веры, страхе, разгуле, заботах житейских. Кто сможет пройти через все это и остаться верным? Не самый сильный и не самый умный, не самый праведный и не самый правильный, но бодрствующий в молитве. Будь таким.
Комментариев нет
Отправить комментарий