Главная
Без ярлыка
Протестанты о православии
среда, января 19, 2011
В Софии проходят консультации по служению евангельских церквей в православном контексте
17 января в Софии, столице Болгарии, открылась встреча теологов, лидеров служений, преподавателей и пасторов, посвященная теме взаимоотношений евангельских христиан и православия, вопросам богословского диалога и евангельской миссии среди православных народов. Это уже вторая встреча подобного рода, организованная Международным содружеством студентов-христиан (IFES Consultation of Eastern Orthodoxy).
Первые консультации состоялись в далеком 1993 году, когда миры западного и восточного христианства переживали сближение, оживление связей после падения «железного занавеса», когда евангельские христиане начали увлекаться чтением лучших представителей православного богословия.
У выступавших тогда доктора Дона Ферберна (перевод его книги «Иными глазами. Взгляд евангельских христиан на православие» вышел в 2002 г. Ровно) и Питера Лоумэна (пастор из Лондона, автор резонансных статей о восточном христианстве в его соотношении с протестантизмом) были надежды, что православие в бывшем СССР пойдет по пути, проложенном отцом Александром (Менем), что между евангельскими христианами-протестантами и евангельскими православными возможны диалог и сотрудничество в вопросах миссии, духовного просвещения и социального служения.
За 18 лет, прошедших после первых консультаций, оптимизм значительно убавился, вместо встречи с православной духовной традицией евангельский мир столкнулся с политическим православием, союзом неототалитаризма и государственного православия, агрессивными притязаниями на эксклюзивность. Эти процессы, происходящие в Русской православной церкви (крупнейшей и притязающей на первенство), открыли для всего мирового евангельского сообщества другой, непривлекательный образ православия.
Возникли новые вопросы: что такое настоящее, аутентичное православие, и где его можно увидеть сегодня? Почему при всех политических возможностях и притязаниях на главенство в православном и «русском мире». РПЦ теряет поддержку даже в России и вынуждено приплюсовывать цифры праздничных служений? Почему беднейшая церковь – Антиохийский патриархат – приобретает все больше симпатиков-протестантов в Скандинавии, США, Европе? Выравнивает ли глобализация культурные и богословские несоответствия традиций, или они остаются неподатливыми постхристианской унификации-релятивации?
В рамках проходящих консультаций представлены четыре темы – Писание и традиция (доктор Чавдар Хаджиев, IFES), Спасение и Теозис (доктор Коста Милков, Македония), Учение о Церкви (пастор Денис Кондюк, Инновиста), Поиски общего (доктор Михаил Черенков, Russian Ministries).
Первые два докладчика представляют оксфордские школы - библеистики и патрологии. Два вторых – самобытную украинскую протестантскую теологию. В составе украинской делегации принимает участие и Юрий Марк, преподаватель Таврического христианского института (Херсон), известный автор и переводчик.
Организаторы встречи – IFES Europe, IFES Euroasia, Bible League. В консультациях участвуют представители Македонии, Румынии, Греции, Германии, США, Боснии, Албании, Казахстана, Грузии, России, Украины.
Если Украине удастся отстоять свою уникальную религиозную свободу и сберечь христианское многообразие, в следующий раз именно она станет принимающей стороной третьего раунда консультаций. Заинтересованность выражена, предложения уже прозвучали.
***
Состав участников консультаций включает в равной пропорции практиков (лидеров миссий и студенческих движений) и теоретиков (богословов, философов, преподавателей). Вопрос об отношении евангельских протестантов к православной традиции связывается с проблемой идентификации в культурно-историческом и богословском планах.
Уже в самом начале тема идентичности вышла на первый план, из нее следовали возможные ответы на традиционные вопросы протестантов: «Должны ли мы считать миссионерским полем общество, ассоциирующееся с православием?», «Должны ли мы пытаться сделать православных евангельскими протестантами или евангельскими православными?», «Как преодолеть кризис идентичности у людей православной культуры, обращенных в протестантской церкви?».
Помимо миссионерского мотива интерес к православию связан с более общим поиском корней в рамках «большой» традиции, чувством утраты историчности, причастности целостной истории Церкви. Большинство участников формировались в православном контексте, их присоединение к протестантской церкви не прошло без «идентификационной ломки».
Желание понять православие естественно для тех протестантов, кто генетически вырос из него, обнаруживает в себе православный субстрат. В мире религиозной беспочвенности большая традиция выглядит предпочтительной, безопасной. Но кризис идентичности не миновал и православие, поэтому вопрос об интеграции в общехристианскую историю нельзя подменять темой протестантско-православного диалога и восточной стилизацией.
И протестантизм, и православие – части более общей картины, церковной метаистории. Поэтому диалог возможен не в качестве отношений части и целого, но разных частей единого.
Консультации не притязают на особую роль в межконфессиональном диалоге, эта инициатива исходит снизу, а не от предстоятелей и дипломатов церквей. И в таком низовом, первичном качестве она выражает новый горизонт межконфессиональных отношений – понимание другого становится условием выживания собственного
risu.org.ua
Протестанты о православии
От
chmn
Комментариев нет
В Софии проходят консультации по служению евангельских церквей в православном контексте
17 января в Софии, столице Болгарии, открылась встреча теологов, лидеров служений, преподавателей и пасторов, посвященная теме взаимоотношений евангельских христиан и православия, вопросам богословского диалога и евангельской миссии среди православных народов. Это уже вторая встреча подобного рода, организованная Международным содружеством студентов-христиан (IFES Consultation of Eastern Orthodoxy).
Первые консультации состоялись в далеком 1993 году, когда миры западного и восточного христианства переживали сближение, оживление связей после падения «железного занавеса», когда евангельские христиане начали увлекаться чтением лучших представителей православного богословия.
У выступавших тогда доктора Дона Ферберна (перевод его книги «Иными глазами. Взгляд евангельских христиан на православие» вышел в 2002 г. Ровно) и Питера Лоумэна (пастор из Лондона, автор резонансных статей о восточном христианстве в его соотношении с протестантизмом) были надежды, что православие в бывшем СССР пойдет по пути, проложенном отцом Александром (Менем), что между евангельскими христианами-протестантами и евангельскими православными возможны диалог и сотрудничество в вопросах миссии, духовного просвещения и социального служения.
За 18 лет, прошедших после первых консультаций, оптимизм значительно убавился, вместо встречи с православной духовной традицией евангельский мир столкнулся с политическим православием, союзом неототалитаризма и государственного православия, агрессивными притязаниями на эксклюзивность. Эти процессы, происходящие в Русской православной церкви (крупнейшей и притязающей на первенство), открыли для всего мирового евангельского сообщества другой, непривлекательный образ православия.
Возникли новые вопросы: что такое настоящее, аутентичное православие, и где его можно увидеть сегодня? Почему при всех политических возможностях и притязаниях на главенство в православном и «русском мире». РПЦ теряет поддержку даже в России и вынуждено приплюсовывать цифры праздничных служений? Почему беднейшая церковь – Антиохийский патриархат – приобретает все больше симпатиков-протестантов в Скандинавии, США, Европе? Выравнивает ли глобализация культурные и богословские несоответствия традиций, или они остаются неподатливыми постхристианской унификации-релятивации?
В рамках проходящих консультаций представлены четыре темы – Писание и традиция (доктор Чавдар Хаджиев, IFES), Спасение и Теозис (доктор Коста Милков, Македония), Учение о Церкви (пастор Денис Кондюк, Инновиста), Поиски общего (доктор Михаил Черенков, Russian Ministries).
Первые два докладчика представляют оксфордские школы - библеистики и патрологии. Два вторых – самобытную украинскую протестантскую теологию. В составе украинской делегации принимает участие и Юрий Марк, преподаватель Таврического христианского института (Херсон), известный автор и переводчик.
Организаторы встречи – IFES Europe, IFES Euroasia, Bible League. В консультациях участвуют представители Македонии, Румынии, Греции, Германии, США, Боснии, Албании, Казахстана, Грузии, России, Украины.
Если Украине удастся отстоять свою уникальную религиозную свободу и сберечь христианское многообразие, в следующий раз именно она станет принимающей стороной третьего раунда консультаций. Заинтересованность выражена, предложения уже прозвучали.
***
Состав участников консультаций включает в равной пропорции практиков (лидеров миссий и студенческих движений) и теоретиков (богословов, философов, преподавателей). Вопрос об отношении евангельских протестантов к православной традиции связывается с проблемой идентификации в культурно-историческом и богословском планах.
Уже в самом начале тема идентичности вышла на первый план, из нее следовали возможные ответы на традиционные вопросы протестантов: «Должны ли мы считать миссионерским полем общество, ассоциирующееся с православием?», «Должны ли мы пытаться сделать православных евангельскими протестантами или евангельскими православными?», «Как преодолеть кризис идентичности у людей православной культуры, обращенных в протестантской церкви?».
Помимо миссионерского мотива интерес к православию связан с более общим поиском корней в рамках «большой» традиции, чувством утраты историчности, причастности целостной истории Церкви. Большинство участников формировались в православном контексте, их присоединение к протестантской церкви не прошло без «идентификационной ломки».
Желание понять православие естественно для тех протестантов, кто генетически вырос из него, обнаруживает в себе православный субстрат. В мире религиозной беспочвенности большая традиция выглядит предпочтительной, безопасной. Но кризис идентичности не миновал и православие, поэтому вопрос об интеграции в общехристианскую историю нельзя подменять темой протестантско-православного диалога и восточной стилизацией.
И протестантизм, и православие – части более общей картины, церковной метаистории. Поэтому диалог возможен не в качестве отношений части и целого, но разных частей единого.
Консультации не притязают на особую роль в межконфессиональном диалоге, эта инициатива исходит снизу, а не от предстоятелей и дипломатов церквей. И в таком низовом, первичном качестве она выражает новый горизонт межконфессиональных отношений – понимание другого становится условием выживания собственного
risu.org.ua
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Комментариев нет
Отправить комментарий