Дни вокруг Рождества – удивительное время. Рождество разрывает череду дней, это конец старого и начало нового времени. Именно Рождество, а не Новый год приносит новое в жизнь людей и обновляет ход времени, возвращает его к начальному и главному событию истории. Можно сказать и так: без Рождества не было бы Нового года, без Рождества каждый «Новый» год оставался бы «Старым» Новым годом.
История мира зрела к моменту Воплощения, и в момент Рождества замерла, остановилась, сгустилась вокруг едва освещенных яслей, наблюдая в лице своих посланников – пастухов и волхвов - за происходящей мистерией.
Момент конца старого и начала радикально нового понимал Ирод Великий. Приход в мир настоящего Царя был не только духовным, но и политическим событием, поскольку означал конец всякой иной власти, суд над любой системой.
Чувствовали угрозу и представители религиозной системы. Они предпочли бы еще столетиями ждать Мессию, пользуясь тем временем своими привилегиями и духовной властью. Приход Иисуса не вписывался в их «времена и сроки», в их представления о том, кто должен прийти, что должно произойти. Воплощение Бога, случившееся так, проговорило о том, что хранители веры не понимали ее сути и лишь выдавали себя за учителей и мудрецов.
Произошло освобождение от закона, от времени закона, от прежнего, «ветхого» понимания завета и отношений с Богом. Время Рождества стало концом всей прежней истории, или предыстории, открыло настоящую историю, в которой отныне Бог был живым (!) участником.
Апостол Павел пишет о времени Рождества как о «полноте времен»: «Мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Галатам 4:3-4).
Иными словами, закончилось время детства, пришла полнота, исполнение, зрелость. Смысл Рождества как критического момента, экстремума истории, состоит в избавлении от власти прежнего времени, прежней эпохи, прежних отношений, «вещественных начал».
Радость праздника Рождества – в освобождении. Бесспорный факт, что человек не в состоянии выполнить Божественного закона, больше не вменяется в грех, не вызывает вины, не требует наказания.
Весь год, все время «до Рождества» человек живет в бесконечной борьбе с собой, пытаясь жить по закону, стараясь приблизиться к Богу, стать чище, подняться выше. Рождество происходит как нельзя кстати, когда больше нет сил жить в ночи, бороться без побед, идти в никуда.
Рождество – это явление Бога нам, незаслуженное, благодатное, разрывающее тьму нашей души и цикличную власть «преступления и наказания».
Ирод замышляет убийство, но ему недолго осталось. Ночь еще длится, но и в ней есть Свет. Пришло новое время и прошлое отступает, день сменяет ночь.
«После Рождества» - иная жизнь, в которой всегда есть Бог, Его любовь и прощение. Он родился, чтобы «искупить», т.е. восстановить потерянное, испорченное; вернуть то, что было проиграно, продано за долги.
В дни Рождества встречаются земля и небо, человек и Бог – не только в Христе, но и в каждом из нас происходит это примирение природ, начал. У Рождества есть не только теология, но и своя антропология. Рождественская история – о Боге который стал человеком, но также о человеке, который отныне может быть с Богом.
Рождается Бог в человеке. Пусть это случится с каждым из нас.
Время Рождества – глубоко личное событие, когда внутри себя мы можем почувствовать новую, божественную жизнь, и возрадоваться тому, что прошлое больше нас не преследует. Время, когда ночь души озаряется светом с Неба. Время вновь мечтать и верить, что лучшие мечты сбудутся. Время видеть ангелов, поднимать глаза к звездам. Время начать новую жизнь, поклонившись рожденному Спасителю.
Рождество - это время подумать о себе иначе, принимая реальность воплощенного Бога. Время увидеть себя иным, новым - во свете Рождества
Комментариев нет
Отправить комментарий