Христианской религии приходится смиряться с новым статусом: христиане оказываются в положении меньшинства во многих регионах мира. У нас на глаза происходит радикальное изменение в оценке христианских прав и возможностей на присутствие и влияние в обществе. Лозунги христианизации в смысле воинственного захвата власти во всех сферах и всех регионах уступили место более трезвому анализу – не только статистики, которая последние десятилетия начала беспокоить миссиологов, но и богословских оснований для претензий на место и роль главной религии в мире.
За последние сто лет в миссиологии и миссионерских планов относительно глобального влияния произошли головокружительные перемены. Всемирная миссионерская конференция, состоявшаяся в Эдинбурге в 1910 году, дала старт экуменическому движению за глобальную евангелизацию и провозгласила лозунг о «евангелизации всего мира уже в этом поколении». Председательствовал на ней американский методист Джон Мотт, лидер христианской молодежной ассоциации (YMCA) и Всемирной студенческой христианской федерации (WSCF), за деятельность которых он впоследствии станет лауреатом Нобелевской премии мира.
Спустя сто лет в Эдинбурге подобную юбилейную конференцию завершал англиканский архиепископ Джон Сентаму родившийся в Уганде и бежавший оттуда от преследований.
Организаторы конференции Эдинбург-2010 сознательно противопоставили это событие Эдинбургу-1910: конференция прошла одновременно в нескольких местах, Эдинбург был лишь одним из них; отказывась от привязки к региону Северной Атлантики, они признали смещение центра христианской гравитации на Юг; целенаправленно был расширен круг участников, включая католиков, православных, пятидесятников; соблюден гендерный и возрастной баланс. Эдинбург-2010 стал событием смиренного прославления Бога за успехи миссии и спокойного осмысления ее новых контекстов. Никто больше не предлагал лозунги о «евангелизации уже в этом поколении».
В том же году в Кейптауне состоялся третий Лозаннский конгресс, в его программе встречались формулировки о «христианском меньшинстве», «положении меньшинства» как новом статусе, который надлежит принять как новую реальность.
Статус «меньшинства» обязывает к серьезному переосмыслению христианской идентичности в современном мире, поскольку затрагивает не только миссиологию, но и многие другие разделы богословия – экклезиологию, богословие культуры, политическое и социальное богословие. Вполне возможно, что известные неудачи миссии, которые привычно списываются на слабую активность христиан, отсутствие дерзновения и изобретательности в миссионерской практике, проистекают из более глубоких и серьезных богословских ошибок относительно миссии Церкви в мире.
Одной из таких ошибок может быть представление о «Великом поручении» как Божьем мандате для социального и культурного господства, для претензий на особый статус главной, «культурообразующей» религии мира. За свою долгую историю христиане привыкли считать себя самой авторитетной общественной силой и самой крупной почти политической партией; в их глазах границы цивилизации совпадали с границами христианского влияния. Рецидивы этих представлений встречаются и в постсоветских церквах – в учениях о «новом мировом порядке» или «христианской политике», в наивной радости от фотографий с президентами и патриархами, в стремлении быть причисленными к «традиционным конфессиям», в амбициозных планах «удвоения численности».
«Программа максимум», предполагавшая зримое и бесспорное покорение мира Евангелию, сегодня сменяется «программой минимум», предлагающей смиренное и в то же время щедрое свидетельство «влиятельного меньшинства».
Главная
Без ярлыка
Тренды 5. Христианство в положении меньшинства
понедельник, августа 24, 2015
Тренды 5. Христианство в положении меньшинства
От
chmn
Комментариев нет
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Комментариев нет
Отправить комментарий