Как правило, христиане известны тем, что лечат раны прошлого и отвечают на вызовы настоящего. Они реагируют на то, что уже было или вот здесь есть. Но будущее остается вне сферы ответственности. И не потому что оно не важно, а потому что настолько важно, что полностью отдается Богу и выпадает из истории в эсхатологию. Выходит, что будущее – темное, страшное, непонятное. Мы за него не отвечаем, мы лишь наблюдаем за тем, что делает Бог. Все это довольно странно, ведь у нас есть Апокалипсис – отнюдь не тайнопись, но открытая книга, намеренно упреждающее сообщение Бога сообществу Церквей. Иными словами, будущее открыто – и для понимания, и для свободного действия каждого христианина, и для решающей роли Церкви.
Примечательно, что большинство постсоветских церквей исповедуют премиллениаризм, т.е. веруют в то, что Христос вернется перед тысячелетним царством и Сам станет началом этого видимого царства. Такой взгляд на эсхатологию снимает с Церкви ответственность за будущее. Напротив, постмиллениаризм, согласно которому тысячелетнее царство станет результатом христианских усилий и предварит возвращение Христа, остается малопопулярной и малопонятной идеей. Чуть более популярен амиллениаризм (особенно в православной традиции), который отождествляет Царство и Церковь и вовсе ничего хорошего от земного будущего не ожидает. Именно в этих, казалось бы далеких от социальной практики, дискуссиях коренятся многие проблемы нашего христианства и его отношений с обществом.
Случаются, правда, события, который явно открывают для нас нашу же ответственность. Церковь узнает в них действие Божье, возникающую реальность Царства и приглашение в этом соучаствовать. Так было в дни «революции достоинства».
Майдан и последующая война стали настоящим испытанием для украинского христианства – на верность своему призванию, готовность к переменам и единство, но самое главное – на способность видеть Царство и послужить ему. Эти события высвечивают для Церкви всю панораму действий Бога в мире, Царство как новую реальность преображенного мира и особую ответственность Церкви за будущее, которое отнюдь не предрешено.
Что же такое Царство? Это символ постоянного присутствия Божьего в этом мире и образ возникающего нового мира. Церковь ответственна не только за самосохранение, но и за преображение этого мира, чтобы в нем все более проявлялись следы грядущего Царства. Церковь не ответственна за оцерковление общества или христианизацию мира, она может предложить нечто большее, чем себя – целостный образ будущего мира и «усилия, которые восхищают его» (Матф. 11:12). Без этого образа и без этих ответственных усилий страна, где подавляющее большинство жителей относят себя к христианам, останется демотивированной и безОбразной, т.е. огромный потенциал Церкви и ее прихожан останется незадействованным, а сама Церковь станет заложницей чужих образов и планов.
И вот вопрос к нам – есть ли у нас, христиан Украины, образ будущего для нашей страны? Как мы видим свое место и свою роль, свою ответственность за ее будущее? В каких преображающих усилиях воплощаются наша вера и наше видение будущего? Без продумывания этих вопросов мы не сможем предложить для общества христианскую повестку дня и тем самым проявить свою ответственность, реализовать свободу и творчество, вернуть субъектность и влиятельность.
Главная
Без ярлыка
Церковь, Царство и будущее
вторник, сентября 29, 2015
Церковь, Царство и будущее
От
chmn
Комментариев нет
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Комментариев нет
Отправить комментарий