Моисей вновь и
вновь повторяет главные отличия, которые должны выделять и сохранять Израиля
среди прочих народов.
Здесь правит не
царь, здесь правит Бог.
Здесь нет места
своеволию, властолюбию и жестокости фараонов.
Здесь все
держится не на переменчивой воле императора, но на вечном законе Божьем.
Здесь слушают
Бога и послушны Божьему слову.
Здесь не приносят
человеческих жертв злым демонам, здесь приносят Богу часть своих благословений,
радуясь и веселясь.
Здесь не убивают,
здесь живут и ценят жизнь как Божий дар.
Поэтому Бог
называет идолопоклоннические обычаи «мерзостями»: «не научись делать мерзости,
которые делали народы сии» (Втор. 18:9), «мерзок пред Господом всякий, делающий
это» (12), «за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их» (12).
А что же Израиль,
что же мы? «Тебе не то дал Господь, Бог твой» (14).
Речь идет о
важнейшем отличии – о том, как Бог общается с людьми, как строит отношения и
как проявляет Себя.
Если чужие народы
«слушают гадателей и прорицателей» (14), то наш Бог говорит через Своих
пророков. Он услышал просьбу народа при Хориве и больше не говорил в силе
Своей. Он говорил через Моисея.
И дальше будет
говорить таким же образом – через людей, через своих избранных. Поэтому нужно
заботиться о священниках левитах (1-8). Поэтому нужно слушать тех, кто служит
Богу и может иметь слово от Него.
Здесь Моисей
говорит пророческие, мессианские слова: «Пророка из среды тебя, из братьев
твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - Его слушайте» (15). Не
случайно последние слова звучат в проповедях Павла и Стефана – проводя прямую
линию от Моисея до Христа.
Бог Израиля уже в
те давние дни говорил словами воплощенными. Это не был звук с неба или яростный
огонь. Это были слова человеческие, понятные, близкие, родственные.
Христианская истина
о воплощении видна уже здесь. Бог говорит через некоторых из нас, а потом
становится одним из нас. Он сказал Моисею, что будет действовать именно так,
воплощаясь в человеке и его словах: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев
их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все,
что Я повелю Ему» (18).
Эта близость Бога
к нам должна вызывать куда больший благоговейный страх, чем гром и молнии
Хорива. Эта же близость должна радовать нас без меры.
Если Бог избирает
пророков «из среды наших», если Он говорит опосредованно, воплощая Свои слова в
голосах и ситуациях людей, то как нам научиться читать и слушать эти послания?
Как нам относиться
к людям, чтобы голос Бога был услышан через них?
Комментариев нет
Отправить комментарий