Очень трудно жить в напряжении "в мире, но не от мира".
Хочется переустроить мир так, чтобы он стал "нашим".
Пусть это будет самообман, но зато приятный.
Вчера предстоятель Украинской Православной Церкви (КП) Патриарх Филарет заявил,
что «Мы должны беречь государство. Тогда не будет голодоморов… А мы будем жить
в свободе». Понятно, что без независимости государственной защищаться от агрессивных соседей очень трудно. Но здесь проговаривается нечто большее - здесь работает тот самый византийский код.
Это
державническое заявление прозвучало на юбилейной встрече Всеукраинской рады
Церквей и религиозных организаций. Вот уже двадцать лет этот межцерковный
консультативно-совещательный орган играет роль основного представителя
религиозных сообществ и главного партнера государства.
Патриарх выразил
то, о чем мечтали все, собравшиеся за праздничным столом – желание утвердить
власть религиозную властью политической (обеспечив последней легитимацию
первой) и формализовать передел власти в системе конкордатов. Разумеется, все это ради самой высокой цели.
Опираться друг на
друга приходится не впервые. Вот и в России опираются – но мы их за это
критикуем. А нам можно.
Почему нам можно?
Потому что государство – уже не советское, а «наше», «украинское». Но разве не
то же говорят в Москве? У нас любят
державу за украинскость, а там - за русскость и православность.
Как скоро
государство становится «нашим» и перестает таковым быть? Вот «государство Януковича»
(как тогда говорили – «семья») – вряд ли сегодня назовут «нашим». А
«государство Порошенко» - что его делает «нашим»? Неужели государство стало
другим, новым? Неужели побороли коррупцию? Не побороли. Неужели выполняют свои
обещания? Не выполняют.
Так почему же мы
сменяем гнев на милость и после протестов раскрываем объятия – «наши» пришли?
Не потому ли, что эти «наши» дали нам то, что нам нужно – поделились властью и
благами? Но всем не хватит, дали лишь своим, тем, кто согласится сказать о
государстве – «наше».
Патриарх хотел
как лучше. Но пошел по старому пути.
Вот и народ хочет «нашей» «единой поместной церкви». Но такая церковь будет «нашей» не для
народа, а для государства. И чем государственное православие по-киевски будет
лучше государственного православия по-московски? Только лишь тем, что «наше»?
Комментариев нет
Отправить комментарий