-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Когда церковь приносит мир, а когда разжигает войну?

Комментариев нет



Мы неожиданно для всех стали свидетелями и участниками того самого возвращения религии в политику, о котором ранее читали в книгах или смотрели репортажи из чужих стран. Теперь это происходит и у нас, в Украине.  
Более того, то, что происходит у нас, имеет важное значение для всего региона, всей Европы и всего мира. Похоже, что именно здесь решается судьба православия, а также переопределяется будущее тех стран, которые связаны исторически с православной традицией.
На сегодня вопрос о будущем православной церкви в Украине стал вопросом номер один для всего общества, не только для церкви. Об этом говорит не только президент в парламенте, но и бабки на базарах. Об этом спорят не только иерархи, за это бьются до крови мужики, за это рвут волосы женщины. 
Вопрос о единой поместной православной церкви в Украине – это вопрос о том, что такое церковь и в каком она отношении к своему народу; насколько она зависима от своей истории и своих иерархов, а насколько – от обычных прихожан и их современных запросов; насколько православие способно на внутренние преобразования ради служения обществу; насколько оно готово считаться с наличием других церквей и уважать иной выбор.
Пока что мы видим, как в этом вопросе работает тяжелая артиллерия и высокая дипломатия. Но ежедневная дипломатия обычных людей пока не включилась. А это значит, что церковь остается предметом политических торгов, но не выбором обычных людей. А это значит, что церковь остается символом и ресурсом, но не общиной живых людей, которые способны стать силой и самостоятельно определять будущее своего народа и своей церкви.
Религия приносит мир тогда, когда включает в процесс принятия решений самых обычных людей, максимально расширяет круг участников, относится к ним с уважением, заботится об их просвещении и здравии, воспитании и вразумлении. 
Религия разжигает войну тогда, когда не учитывает наличное разнообразие мнений, когда не считается с достоинством и свободой людей; когда вместо ответов по сути вопроса дает лишь ссылки на древние правила или решения каких-либо властей.
Несмотря на то, что в своей поддержке единой поместной православной церкви украинские политики оказались на правильной стороне истории, игнорируя низовую дипломатию, они рискуют принести больше вреда, чем пользы. 
Если не апеллировать к сумме мнений и решений обычных людей, то любые решения, принятые наверху в закрытых кабинетах или покоях, всегда можно будет опротестовать. 
Беда в том, что эта ситуация вскрыла очень печальную истину. Общинности нет ни в Московском патриархате, ни в Киевском. Точнее, есть отдельные малые общины здесь и там, но единого мощного церковного сообщества нет ни у кого. Поэтому даже организованная УПЦ и проплаченная олигархами кампания по сбору подписей к Патриарху Константинопольскому дала десятки тысяч обращений, но никак не сотни и ни миллионы. 
Когда церковные или государственные политики ссылаются на народ, мы видим на улицах ряженых, кликушествующих, юродивых и пьяных. Видимо поэтому президент понял, что снизу решать вопрос бесполезно, и взял инициативу на себя. 
Тем не менее, если не разбудить церковное тело, церковную общину, церковное сознание; если не создать влиятельное меньшинство, которое сможет возглавить церковное движение за обновление и примирение, то не совсем понятно, кому Томос вручать, даже если вручать таки будут. 
Любые документы, любые признания, любые символы мало что меняют в церкви, если не отзываются на всех уровнях, если не резонируют с общим настроением, если не мобилизуют низовые движения.
В этом плане украинские протестанты демонстрируют качественный рост. Именно они смогли вывести на Хрещатик полмиллиона прихожан на День Подяки 17 сентября 2017. Именно они смогли вывести десятки тысяч людей в поддержку семейных ценностей 4 апреля и 2 июня 2018.
Эти акции свидетельствуют не только о хорошей организации, но о самоорганизации церковных сообществ, высоком уровне низовой инициативы.
Возвращаясь к главному вопросу наших дней. Даже правильно поставленный вопрос о единой поместной православной церкви не будет иметь решения, если в процессе решения не будут участвовать все уровни религиозной общины; если церковь не будет поощрять инициативу прихожан и свободу их самоопределения; если церковь будет опираться на политическую власть, а не на собственную зрелость. 
Вопрос об автокефалии, о признании, о статусе – это вопросы второго порядка. На них нужно отвечать лишь после того, как ответим на вопросы первостепенные: церковь – это что, церковь – она чья, церковь – она у нас есть? Как шутят протестанты, нам надлежит понять, что церковь – это не то, куда мы ходим, но то, чем мы являемся. 
Если церковь – это мы, точнее если церковь – это Христос посреди нас, то вопрос о единой поместной православной церкви будет решен положительно – сейчас или после, с помощью Константинополя или без его помощи. Если церковь сможет оживить свою общину и развить низовую дипломатию, она сможет оживить и гражданское общество. Если православие в Украине покажет динамику развития, весь православный, да и весь христианский мир в целом, придет в движение и сможет скорректировать цивилизационные процессы в Евразии и Европе, преодолевая эффект колеи и открывая новые возможности мирного многообразия.   







author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no