-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Протестанты в Украине: меньшинство, но влиятельное

Комментариев нет


Оригинальный текст интервью на английском: https://dalekoblisko.com/2018/10/05/linvite-db-2/
 October 5, 2018

Чем можно пояснить рост протестантизма в Украине?
Протестантизм в Украине всегда был сильным. Его нельзя назвать новым религиозным движением. Он переживал периоды бурного развития, стабилизаци и стагнации. Наибольший рост мы видели в кризисные моменты истории, в это время протестанты – с их благотворительностью и простой доступной верой - оказывались особо востребованными. Рост протестантизма в наши дни нельзя назвать бурным, но он стабильный. Протестанты растут не только количественно, но и качественно – обрастают культурными, экономическими, политическими связями, прирастают влиянием. Социальная активность, связанная с миссионерским характером протестантской церковности, на мой взгляд, есть причина и движущая сила роста.

Какие протестантские сообщества можно назвать наиболее влиятельными?
Протестантизм в Украине представлен широким кругом течений, но наиболее влиятельные и массовые относятся ко «второй волне», т.е. это баптисты и пятидесятники, развивающиеся с начала 20 века («первая волна» - реформаты и лютеране, наследники европейской Реформации 16 века – не оказала долгосрочного и сильного влияния). Можно говорить и о «третьей волне» (неопятидесятниках). Т.е. украинский протестантизм – это явление двадцатого века, подготовленный историей Реформации, но сформировавшийся как уникальное субкультурное народное движение за простую церковь и простую веру.  
Можно ли сказать, что протестантам ближе западные ценности, что в этом смысле они связывают Украину с Западом, в отличие от Православия, связанного с местными традициями и консерватизмом?
Украинские протестанты связывают себя с Западным христианством и Реформацией, хотя не разделяют современные либеральные подходы своих европейских братьев по вере. Некоторые культурные моменты (критика рационализма и утилитаризма, акцент на общинности, противопоставление мирского и духовного) они унаследовали от православия, но в целом отвергают его как номинальное, мертвое христианство. Поэтому лучше всего статус протестантизма можно определить так: «свои среди чужих, чужие среди своих». Украинский протестантизм – пограничное явление, его трудно отнести к восточному или западному христианству, но он может служить хорошим посредником и одной из форм синтеза двух великих традиций. 
Насколько украинские протестанты разделяют Веберовские схемы, практикуют ли они другое отношение к вопросам экономики и политики?
Теория Макса Вебера в Украине вряд ли сработала бы. Условия 20 века были неподходящими для того, чтобы развивать предприимчивость и строить капитализм. Практически всю свою историю – до обретения Украиной незавимости в 1991 году – протестанты боролись за выживание. Их опыт не в том, как что-то построить (хотя такой опыт тоже был – главным образом, в аграрной сфере), но в том, как остаться верными своей вере перед лицом преследований и смерти.  
В условиях демократической Украины протестанты приняли «протестантскую этику и дух капитализма» и стали их активными проводниками. При этом они очень осторожны с идеализациями. Они видят, что нынешняя Европа отходит от реформаторских правил. Да и украинская реальность вынуждает к компромиссам, в том числе в вопросах коррупции. Можно сказать так: украинским протестантизма нравится теория Вебера, но они люди практичные, а теория – всего лишь теория. Поэтому их позиция во многом определяется реализмом, иногда смелым, пророческим, а иногда обыденно житейским, циничным.
Как можно охарактеризовать отношения между протестантами – сотрудничество или соревнование?
Конкуренция имеет место, но спокойная, без конфликтов. Протестанты ценят многообразие, при котором место есть каждому. Есть понимание, что в обществе есть разные группы и на каждую группу может быть своя церковь. Религиозный рынок развивается, поэтому для тех, кто желает работать, а не воевать, всегда есть перспектива.
В вопросах служения обществу большинство протестантов выступает единым фронтом, они взаимодействуют в рамках Совета евангельских протестантских церквей Украины, а также других неформальных инициатив. Лучше всего объединяют масштабные национальные молитвы, защита христианских ценностей или общие праздничные событиях (такие как ежегодный День благодарения или Рождество).
Что можно сказать об отношениях протестантов с другими христианскими конфессиями? Они мирные или конкурентные?
Отношения украинских протестантов с другими христианскими конфессиями можно назвать мирными и добрососедскими. В обществе уже сложилась религиозная структура, и присутствие протестантов является органически нужным даже для других конфессий. Большинство протестантов убеждено, что их задача не в том, чтобы сделать православных или католиков протестантами, но в том, чтобы проповедовать Евангелие – простые христианские истины, спасительные и понятные для всех конфессий. В этом смысле протестантизм помогает православным и другим церквям в том, чтобы обновить номинальное христианство, вернуться к основам веры. Иными словами, украинский протестантизм все больше говорит не критике других традиций, но об их обновлении в духе Евангелия. К тому же Майдан и война в Украине показали протестантам, что лучший способ добиться признания – не доказывать свою особенность, но служить вместе с другими конфессиями украинскому обществу. Этот практический экуменизм последних четырех лет принес больше результатов, чем все прежние межконфессиональные диалоги. Церкви, которые служили вместе своему народу в самые трудные моменты его истории, заняли свое достойное место рядом с другими. Общество созрело к тому, чтобы признать: любовь к ближнему и живая вера важнее, чем канонический статус и политическое влияние. Мы видим этот консенсус и в обществе, и в церковной среде. Для протестантов это шанс – преодолеть привычную маргинальность и научиться жить вместе с другими церквями, служа своему народу. 

author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no