Оригинальный текст интервью на английском: https://dalekoblisko.com/2018/10/05/linvite-db-2/
Чем можно
пояснить рост протестантизма в Украине?
Протестантизм в Украине всегда был сильным. Его нельзя
назвать новым религиозным движением. Он переживал периоды бурного развития,
стабилизаци и стагнации. Наибольший рост мы видели в кризисные моменты истории,
в это время протестанты – с их благотворительностью и простой доступной верой -
оказывались особо востребованными. Рост протестантизма в наши дни нельзя
назвать бурным, но он стабильный. Протестанты растут не только количественно,
но и качественно – обрастают культурными, экономическими, политическими
связями, прирастают влиянием. Социальная активность, связанная с миссионерским
характером протестантской церковности, на мой взгляд, есть причина и движущая
сила роста.
Какие
протестантские сообщества можно назвать наиболее влиятельными?
Протестантизм в Украине представлен широким кругом
течений, но наиболее влиятельные и массовые относятся ко «второй волне», т.е. это
баптисты и пятидесятники, развивающиеся с начала 20 века («первая волна» -
реформаты и лютеране, наследники европейской Реформации 16 века – не оказала
долгосрочного и сильного влияния). Можно говорить и о «третьей волне» (неопятидесятниках).
Т.е. украинский протестантизм – это явление двадцатого века, подготовленный
историей Реформации, но сформировавшийся как уникальное субкультурное народное
движение за простую церковь и простую веру.
Можно ли
сказать, что протестантам ближе западные ценности, что в этом смысле они
связывают Украину с Западом, в отличие от Православия, связанного с местными
традициями и консерватизмом?
Украинские протестанты связывают себя с Западным
христианством и Реформацией, хотя не разделяют современные либеральные подходы
своих европейских братьев по вере. Некоторые культурные моменты (критика
рационализма и утилитаризма, акцент на общинности, противопоставление мирского
и духовного) они унаследовали от православия, но в целом отвергают его как
номинальное, мертвое христианство. Поэтому лучше всего статус протестантизма
можно определить так: «свои среди чужих, чужие среди своих». Украинский
протестантизм – пограничное явление, его трудно отнести к восточному или
западному христианству, но он может служить хорошим посредником и одной из форм
синтеза двух великих традиций.
Насколько
украинские протестанты разделяют Веберовские схемы, практикуют ли они другое
отношение к вопросам экономики и политики?
Теория Макса Вебера в Украине вряд ли сработала бы.
Условия 20 века были неподходящими для того, чтобы развивать предприимчивость и
строить капитализм. Практически всю свою историю – до обретения Украиной
незавимости в 1991 году – протестанты боролись за выживание. Их опыт не в том,
как что-то построить (хотя такой опыт тоже был – главным образом, в аграрной
сфере), но в том, как остаться верными своей вере перед лицом преследований и
смерти.
В условиях демократической Украины протестанты приняли
«протестантскую этику и дух капитализма» и стали их активными проводниками. При
этом они очень осторожны с идеализациями. Они видят, что нынешняя Европа
отходит от реформаторских правил. Да и украинская реальность вынуждает к компромиссам,
в том числе в вопросах коррупции. Можно сказать так: украинским протестантизма
нравится теория Вебера, но они люди практичные, а теория – всего лишь теория.
Поэтому их позиция во многом определяется реализмом, иногда смелым,
пророческим, а иногда обыденно житейским, циничным.
Как можно
охарактеризовать отношения между протестантами – сотрудничество или
соревнование?
Конкуренция имеет место, но спокойная, без конфликтов.
Протестанты ценят многообразие, при котором место есть каждому. Есть понимание,
что в обществе есть разные группы и на каждую группу может быть своя церковь.
Религиозный рынок развивается, поэтому для тех, кто желает работать, а не
воевать, всегда есть перспектива.
В вопросах служения обществу большинство протестантов
выступает единым фронтом, они взаимодействуют в рамках Совета евангельских
протестантских церквей Украины, а также других неформальных инициатив. Лучше
всего объединяют масштабные национальные молитвы, защита христианских ценностей
или общие праздничные событиях (такие как ежегодный День благодарения или
Рождество).
Что можно
сказать об отношениях протестантов с другими христианскими конфессиями? Они
мирные или конкурентные?
Отношения украинских протестантов с другими христианскими
конфессиями можно назвать мирными и добрососедскими. В обществе уже сложилась
религиозная структура, и присутствие протестантов является органически нужным
даже для других конфессий. Большинство протестантов убеждено, что их задача не
в том, чтобы сделать православных или католиков протестантами, но в том, чтобы
проповедовать Евангелие – простые христианские истины, спасительные и понятные
для всех конфессий. В этом смысле протестантизм помогает православным и другим
церквям в том, чтобы обновить номинальное христианство, вернуться к основам
веры. Иными словами, украинский протестантизм все больше говорит не критике
других традиций, но об их обновлении в духе Евангелия. К тому же Майдан и война
в Украине показали протестантам, что лучший способ добиться признания – не
доказывать свою особенность, но служить вместе с другими конфессиями
украинскому обществу. Этот практический экуменизм последних четырех лет принес
больше результатов, чем все прежние межконфессиональные диалоги. Церкви,
которые служили вместе своему народу в самые трудные моменты его истории,
заняли свое достойное место рядом с другими. Общество созрело к тому, чтобы
признать: любовь к ближнему и живая вера важнее, чем канонический статус и
политическое влияние. Мы видим этот консенсус и в обществе, и в церковной
среде. Для протестантов это шанс – преодолеть привычную маргинальность и
научиться жить вместе с другими церквями, служа своему народу.
Комментариев нет
Отправить комментарий