Первые три
главы книги Есфирь говорят нам о том, как она выполняет все советы и приказы
Мардохея. Она послушна и потому успешна. Она добивается высочайшего положения
во всей империи и даже любви самого царя.
Но вот ее
учитель проявляет непослушание и глупость – он отказывается поклониться
царскому фавориту Аману. И тем самым рискует своей головой. Более того, его
упорное желание «Господу Богу поклоняться и Ему одному служить» угрожает
гибелью всем Иудеям.
Даже узнав о
царском указе и готовящемся истреблении своего народа, Мардохей не спешит
кланяться и договариваться. Он продолжает безумствовать на виду у всех:
«Когда
Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя
вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким»
(Есфирь 4:1).
Он плачет и
взывает в Богу вместе со всеми иудеями. Он выражает протест. Он бунтует против
царского указа как несправедливого. Он призывает Бога вмешаться и остановить
грядущую резню.
Есфирь привыкла
вести себя иначе. Она призывает Мардохея успокоиться и не смущать людей своим
видом:
«И пришли служанки Есфири и евнухи ее и рассказали ей, и сильно
встревожилась царица. И послала одежды, чтобы Мардохей надел их и снял с себя
вретище свое. Но он не принял» (Есфирь 4:1-4).
Роли меняются:
Есфирь наставляет Мардохея быть хорошим слугой во враждебной среде. А Мардохей
отвечает ней: нет, не сейчас, не в этом время.
Оказывается, на
каждое время можем быть свое поведение, свое понятие о должном и правильном.
Было время сидеть тихо, пришло время кричать. Было время приобретать
расположение, пришло время рисковать всем приобретенным.
Мардохей
рискует сам, и призывает к этому риску Есфирь. Он пытется вновь ей приказывать.
Обреченный Иудей в разодранной одежде приказывает царице:
«Наказывал ей, чтобы
она пошла к царю и молила его о помиловании и просила его за народ свой»
(Есфирь 4:8).
Не тут то было.
Есфирь рисковать не спешит:
«все, служащие при царе, и народы в областях
царских знают, что всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний
двор, не быв позван, один суд — смерть; только тот, к кому прострет царь свой
золотой скипетр, останется жив. А я не звана к царю вот уже тридцать дней»
(Есфирь 4:11).
Для нее наконец настало время радоваться успеху и наслаждаться
положением.
Казалось бы, признание
со стороны сильных мира сего, «мир и безопасность» – вот знак того, что
наступило «это время», настал праздник и на нашей улице.
Но для Мардохея
такой успех – ничто. Голоса льстецов, подобострастие придворных, любовь царя –
это искушения. Они обманывают и лишают призвания. Узнать свое время можно по своей
нужности, по тому, что ты вдруг становишься очень нужен многим людям, что ты
можешь многих спасти, что твое заступничество может остановить гибель народа,
что твой голос в защиту слабых может быть услышан.
И вот здесь
Мардохей напоминает Есфири о ее особой роли, ради которой она проделала долгую
карьеру:
«Если ты
промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого
места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени
ты и достигла достоинства царского?» (Есфирь 4:14).
Мардохей
напоминает, что вот сейчас самое главное время ее жизни, самый ключевой момент.
А все остальное было подготовкой.
«В это время»
молчать нельзя. И не потому что народ погибнет. Нет, народ спасется каким-то
другим образом, с Божьей помощью. Но погибнет сама Есфирь. Погибнет для Бога и
своего народа. Хотя, быть может, проживет долгую и счастливую жизнь во дворце.
Но с разбитыми и пустым сердцем.
Пропустить свое
время, не исполнить предназначенное – это и значит погибнуть.
Вот чего нужно
бояться.
Есфирь это
поняла. В этот раз она слушает Мардохея, хотя и приказывает ему сделат ьнечто
взамен:
«И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев,
находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни
днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к
царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. И пошел Мардохей и сделал,
как приказала ему Есфирь» (Есфирь 4:15-17).
Есфирь готова
послужить Богу и своему народу, но она нуждается в поддержке. В своей просьбе о
посте и молитве она вновь соединяется с народом и Богом. Спастись. Или
погибнуть. Но вместе.
Наступило то
самое время, когда решается судьба целого народа и даже целого мира. В это
время от Есфири зависит очень многое. Но не менее важно то, что в это время
проясняется ее собственная судьба, опрадываются многолетние унижения,
искупаются неоднозначные компромисси. Пропустить это время – страшнее всего,
нет ничего хуже. Нет так страшен царский гнев, как тихий голос совести и Бога.
Комментариев нет
Отправить комментарий