Бог судит мир. Сперва судит Свой народ, затем всю языческую цивилизацию. Он напоминает всем, что идолы – ничто, что только Он – Творец и Судья:
«Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова, ибо [Бог его] есть Творец всего, и [Израиль] есть жезл наследия Его, имя Его--Господь Саваоф» (Иер. 51: 17-19).
Израиль был наказан (последствиями своих же неверных решений и грехов) за неверность Богу, но не оставлен совсем. Казалось, что его история закончилась раз и навсегда, но она продолжалась. Пленники переживали своих захватчиков, проигравшие – победителей.
Пророк Иеремия скорбит о разрушении и плене Иерусалима, но при этом ясно видит скорый конец Вавилона. Он поручает Сераии совершить важное пророческое действие – бросить книгу грядущих бедствий в Ефрат.
«Иеремия вписал в одну книгу все бедствия, какие должны были придти на Вавилон, все сии речи, написанные на Вавилон. И сказал Иеремия Сераии: когда ты придешь в Вавилон, то смотри, прочитай все сии речи, и скажи: 'Господи! Ты изрек о месте сем, что истребишь его так, что не останется в нем ни человека, ни скота, но оно будет вечною пустынею'. И когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень и брось ее в средину Евфрата, и скажи: 'так погрузится Вавилон и не восстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут'» (60-64).
В то время, когда Вавилон находился на пике силы и славы, пророк уже знал, чем все закончится. Поэтому Иеремия говорит пленникам казало бы странные слова:
«Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние» (6).
И далее он еще раз повторяет эту мысль.
«Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа» (45).
Эти слова адресованы людям, лишенным свободы, смирившимся с ее утратой.
Но пророк знает, что никто не может отнять у нас свободу верить, свободу поверить вновь, обратиться вновь к Богу отцов, обновить верность, направить свой взор в сторону Иерусалима.
Поэтому Иеремия не ошибается, когда обращается к пленникам: выходите и даже бегите, чтобы спасти свою душу от беззакония Вавилона и от пламенного гнева Господа.
Вавилон Иеремии не интересен. Не интересны его крепкие стены, роскошные дворцы, многочисленные храмы. Не интересны его богатства и военные успехи.
Из какого бы времени не смотрел пророк, он видит мир язычников уже разрушенным.
Поэтому он советует каждому думать не о больших исторических событиях, не о судьбах великих империй, не об идолах и царях, но о спасении своей души.
Пророк обращается ко всем тем, кто не может прийти в себя от политических и военных событий, кто очарован величием Вавилона и потрясен его падением:
«Оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков. Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сионе дело Господа Бога нашего» (9-10).
Подобно тому, как жена Лота оглядывалась на гибнущую цивилизацию Содома, мы смотрим на наш современный мир со смешанным чувством сожалению и страха. Но пророческий голос торопит нас:
«Спасшиеся от меча, уходите, не останавливайтесь, вспомните издали о Господе, и да взойдет Иерусалим на сердце ваше» (50).
В наши странные и страшные дни, когда рушится привычный мировой порядок, когда Бог совершает Свои суды над идолами и идолопоклонниками, важно услышать слова пророка: «спасайте каждый душу свою».
Не стойте и не смотрите, выходите, бегите, не останавливайтесь. Судьба Вавилона уже решена. Чтобы не погибнуть вместе с ним, нужно смотреть в другую сторону – в сторону Иерусалима.
Комментариев нет
Отправить комментарий