Все начинается с послушания
Послушание – одна из самых важных и при этом самых нелюбимых тем в наших общинах. Недавно мы решили провести в нашей церкви серию проповедей о духовных дисциплинах. У многих людей это вызвало сопротивление: «зачем нам это нужно, зачем нам снова какие-то правила и законы»? Один из служителей прямо заявил мне: «у меня на этот счет свое мнение, и я не хочу слушать о дисциплинах совсем ничего». Эта реакция сама по себе говорит о многом: непослушание, своеволие, упрямство, бунт, ропот глубоко укоренились в сердцах и умах верующих, или считающих себя верующими, людей.
Если даже говорить о духовных дисциплинах, то обычно будут говорить о молитве, как будто она самая легкая из всех других. Да, мы часто учим о молитве как о первой духовной дисциплине. Но вот вопрос: а как мы молимся, и что мы говорим в молитве? Первое, что там должно быть – это подчинение: «Господь, я подчиняюсь». Молитва – это форма подчинения, это поза подчинения, это слова подчинения Богу, это практика подчинения. Не «я хочу, сделай так, дай мне», но «да будет воля Твоя». Одна из самых коротких молитв, которой я начал молиться последнее время, звучит так: «Иисус, я вверяю себя Тебе. Возьми все в Свои руки». Это молитва полного подчинения Богу, которая приносит нам свободу от ложной ответственности все контролировать, командовать своей жизнью, претендовать на главную роль.
Можно сказать, что именно с полного подчинения Богу начинается наше духовной странствие. Без подчинения мы обречены топтаться на месте, жить в плену своего «я» и обычаев этого мира.
Примером такого радикального послушания Богу был Авраам: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошёл, не зная, куда идёт» (Евр. 11:8). Он оставил привычный образ жизни и пошел за Богом, доверившись Его слову. Все жизнь превратилась в странствие, в послушное следование за Богом: «И жил Авраам как странник… дни многие» (Быт. 21:34).
Странствуя, Авраам ставил в разных местах жертвенники Богу, посвящая тем самым все эти земли Ему, провозглашая Его власть и делая Его имя известным для всех народов земли (Быт. 12:1-10).
Жизнь Авраама была школой послушания. Он учился жить и действовать согласно указаниям Божьей власти, добровольно исполняя сказанное свыше, подчиняя Божьей воле свои мысли и чувства. Бог говорит «иди», и он идет. Бог говорит «делай» то или это, и он делает.
Он не держался за землю и имущество, доверяя себя Богу, Которому принадлежала вся земля и Который обещал гораздо больше, чем временные владения. Здесь коренное отличие Авраама от Лота - человека веры от человека выгоды. Лот выбирал место получше. У Авраама же не было своих желаний, он был готов жить везде, где скажет жить Господь (Быт. 13:10-18). За такое подчинение высшей воле, он получил в наследство не один кусок земли, но всю землю - «к северу и к югу, и к востоку, и к западу».
Полное подчинение Божьей воле стало началом больших благословений. Безземельному обещана вся земля. Бездетному обещано бесчисленное потомство (Быт. 15:1,5-6).
На этом школа послушания не заканчивается. В девяносто девять лет Авраам совершает обрезание себя и всего своего рода (Быт. 17:23-24). Это было знаком признания Божьей власти над своим домом, знаком принадлежности Богу.
Но самый трудный урок был еще впереди. Авраам должен был проявить послушание в том, чтобы отдать в жертву долгожданного возлюбленного сына (Быт. 22:6-12). Этот поступок стал важнейшим пророческим действием, указывающим на Бога, Который возлюбил нас и отдал Своего Сына за нас. Не случайно евангелист Матфей называет Иисуса сыном Авраама (1:1) – не только по крови, но и по генеалогии веры.
Итак, с послушания Бога начинается эстафета веры, рождается избранный народ, совершается спасение всего мира. Для Бога послушание важнее самого большого дара, самой лучшей жертвы, самого большого служения.
Полное и добровольное подчинение Богу - начало всего. Если ты делаешь что-то не по воле Божьей, без послушания Ему, а по своеволию, то лучше тебе ничего не делать и вернуться к началу. Без послушания ты не можешь даже выйти в путь следования за Христом, ты топчешься на месте. Без радикального послушания ты остаешься в Уре Халдейском – в плену своего «я» и обычаев этого мира. Без послушания Богу ты не можешь знать Его. Нет, ты, конечно же, можешь думать, что знаешь о Боге почти все, веришь в Него и служишь Ему, но без полного подчинения все это – пустые иллюзии, опасный самообман.
Увы, среди детей Авраама было и есть много непослушных и ненастоящих. Так что не стоит обольщаться своей родословной или своим местом проживания. Можно получить прописку в Иерусалиме, а голову и сердце забыть в Уре Халдейском. Да и сам Иерусалим без послушания Богу теряет святое присутствие и становится обычным языческим городом. А непослушный избранный народ становится, подобно языческим народам, противником Бога.
Так случилось с Савлом. Он убивал христиан и думал, что служит Богу. Однажды он услышал проповедь Стефана: «Братья и отцы! Выслушайте меня. Бог славы явился нашему праотцу Аврааму, когда тот жил ещё в Месопотамии — до того, как он поселился в Харране. «Оставь свою страну и своих родственников, — сказал Он ему, — и иди в землю, которую Я тебе укажу». Авраам покинул страну халдеев и поселился в Харране. Оттуда, после смерти его отца, Бог переселил Авраама в страну, в которой вы сейчас живете…» (Деян. 7:2-4). Далее Стефан призывал проявить послушание Богу в том, чтобы признать власть Иисуса и покаяться в убийстве Праведника. Ответом были камни. А Савл смотрел и одобрял эту расправу.
Но уже вскоре Савл пережил личную встречу с живым Иисусом, Сыном Авраама, и рухнул наземь, пораженный светом: «Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9:6).
С этого момента Савл стал Авраамом нового завета – он обошел почти весь цивилизованный мир, провозглашая власть Иисуса и призывая к послушанию Воплощенному Слову. Апостол Павел называет Авраама «отцом всех верующих» (Рим. 4:11), призывая нас поверить до того, как мы что-то сделаем для Бога или получим от Него. Авраам послушал и послушался, поверил Богу и сделал шаг в неизвестность. Мы тоже приглашены идти его путем – не путем наших расчетов и планов, но путем слушания и послушания.
Читая историю Авраама и последующую историю Израиля, мы не можем задать вопрос, который имеет прямое отношение и к нам как детям Авраама: как так случается, что у такого отца такие непослушные дети?
Как так получается, что Аврааму Бог говорил «иди» – и он шел? А Израилю говорил «не ходите, оставайтесь на месте», а народ упрямо шел – из Иерусалима в Египет, из Вавилона в Иерусалим, туда-сюда, сюда-туда?
Что случилось, что о детях Авраама мы читаем такие слова Божьи, сказанные через пророков: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева» (Ис. 30:8-11).
И это было не только во время Исаии, это было уже во время Моисея: «скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!». И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный» (Исх. 32:8-9). «Скоро» - то есть почти сразу послу выхода из Египта. Не похоже ли это на поведение многих верующих, которые почти сразу после покаяния начинают проявлять «чудеса» своеволия и оправдывать египетские или халдейские привычки?
Поэтому Иисус напоминает нам, что не все дети Авраама будут признаны таковыми: «будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лук. 13:28).
Мне очень хотелось бы, чтобы эти тексты Писания отрезвили нас и даже устрашили. Но что дальше? Допустим мы поняли важность послушания, мы хотим быть детьми Авраама и учиться радикальному повиновению, чтобы сделать его стилем жизни. Возникает вопрос: как практиковать повиновение Богу, чтобы оно нашей постоянной привычкой, Христоподобным характером, новой природой, узнаваемым образом? Вот несколько важных мыслей.
Будь послушным в принятии и выполнении своего призвания, подчиняясь ему и подчиняя все ему.
Будь послушным в переездах, решениях, жизненных переменах: все совершай ради Богом определенной цели.
Будь послушным в бизнесе, чтобы множество богатства (у Авраама – «скота, золота и серебра», Быт. 13:2) не стало главной ценностью.
Будь послушным в пожертвованиях и жертвах: все совершай ради Бога, без скупости и гордости.
Будь послушным в ожидании и терпении: будь готовым на все, лишь бы дождаться обещанного Богом.
Будь послушным в вере и распространении веры: будь для других людей «отцом верующих».
Все это становится возможным, если ты послушно откажешься от халдейских, ханаанских, языческих привычек и научишься:
не привязываться к мирским благам как Лот, быть свободным как Авраам;
не ходить куда не надо и не делать чего не надо;
не спешить и не медлить, ждать терпеливо, действовать без промедления;
не самовольничать, не упорствовать, не спорить;
не предпринимать никаких важных шагов и решений, не спросив у Господа: «что повелишь мне делать?»;
не быть самоуверенным, но отвечать себе и другим: «Господь усмотрит».
Практикуя послушание в больших и малых вещах и решениях, задавай себе вопросы для проверки и отчета.
Проявляю ли я подчинение Господу в том, чтобы искать Его воли и слышать Его голос?
Проявляю ли я подчинение Господу в том, чтобы начинать каждый день с молитвы и Слова, спрашивая: «что повелишь мне делать»?
Проявляю ли я подчинение Господу в том, чтобы исполнять услышанное повеление и практиковать Его заповеди?
Проявляю ли я подчинение Господу в том, чтобы быть подотчетным духовному наставнику и его советам?
Проявляю ли я подчинение Господу в том, чтобы знать свое место в общине и быть подотчетным ей?
Проявляю ли я подчинение Господу в том, чтобы моего «я» было как можно меньше, а Господа – как можно больше?
Проявляю ли я подчинение Господу в том, чтобы идти дальше Его путем путем ежедневных шагов и решений, возрастая в познании Его воли и полном посвящении Ему?
Сегодня и сейчас, каждый из нас, подобно Аврааму, слышит призыв Божий: выйди из своей страны и иди за Мной. Когда ты выйдешь из своего Ура Халдейского?
Комментариев нет
Отправить комментарий