-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Несказанное

3 комментария

Человек всегда больше того, что о себе знает. Это он точно знает, и этого очень боится. Поэтому возникает граница – черта между освоенной, обжитой реальностью и неизвестной, пугающей.
Таких границ несколько – граница телесная, рациональная, эмоциональная (границей может быть и дом, традиция, железный занавес между культурами).
В первом случае мою телесную идентичность сохраняет кожа. Иногда эту идентичность обкрадывает, обедняет. Похоже, потому так любят экспериментировать с этой границей – разрисовывать, прокалывать, подтягивать.
Рациональные границы не даны нам с рождения и строятся усилиями мысли, поэтому требуют больше труда для поддержания и перестройки, укрепления и расширения. По внутреннюю часть границы помещается все то, что согласно с требованиями разума, что логично, понятно, применимо.
Эмоциональная граница самая тонкая, но и самая чувствительная – отделяет то, что нам интуитивно или физически приятно, родственно, симпатично. Она выражает родственность души к «своим» людям, вещам, идеям, и одновременно страх перед чужим, противным, несовместимым.
Рано или поздно все границы стираются, стены приходят в упадок.
Рано или поздно любопытный открывает ворота, чтобы высунуть свой нос в таинственную ночь.
Рано или поздно человек начинает задыхаться в тесном внутреннем пространстве.
Однажды он делает робкий шаг по тропинке, которая ведет за горизонт, прочь от опостылевшей реальности вот-бытия.
Как далеко он может зайти? Не передвигается ли горизонт вместе с нами? Не носим ли мы в себе все то, что мечтаем найти? Мы идем тропой или тропа ведет нас?
Было бы скучно ходить по чужим маршрутам, зная, как эти пути безразличны к тебе, чувствуя, как они жестки и холодны к твои ногам. Но куда страшнее ходить по задворкам своего сознания, наивно радуясь удобству кругового движения.
Я живу с предчувствием некоего просвета в антропоцентричном универсуме, мистического зазора, откуда в тесную нашу вселенную вливается жизнь и свет.
Но кроме этого нетварного света есть глубина мира.
Есть бездна вверху и бездна внизу. Их голоса разные, но они перекликаются.
Я видел, что те, кто шел в глубину, каким-то непостижимым образом встречались с теми, кто карабкался вверх.
Пути неотмирной святости и отчаянной мысли, спасения и творчества где-то в невидимой точке пересекались.
Не уверен, что эти мыслепереживания нужно разворачивать в тезисы, пусти они хранятся в своей нераскрытости, потаенности, пусть полежат в тени. Есть то, что просится, силится проговорить чрез тебя, но оно больше тебя – выше или глубже. С этим ничего нельзя сделать, с этим нужно жить.
Это высота, откуда мы ниспали. Это полнота, которой мы лишились. Это бесконечность, закованная в границы. Это оскудевший избыток. Это обмелевшая глубина. Это голос, терпеливо зовущий в путь

Как войти в Царство Божье?

1 комментарий
Как войти в Царство Божье?
(журнал Решение, №26, www.vcc.ru)

В культурной памяти народов живет неистребимая, хотя и смутная идея, призрачная мечта о Божественном Царстве. Вся история человечества связана с его поисками. Интуиция того, что где-то есть совершенный мир, в котором нет болезни, смерти, бедности, похоже, является врожденной. Но вот беда – путь к этому Царству найти не просто, большинству не дано, не позволено, не удается. Сложность и в том, что поисковые экспедиции не помогут, путь и дверь в Царство Божье всегда индивидуальны. Никакие карты, билеты, связи не гарантируют доступ туда.
Об этом с неожиданной грустью поет обычно развеселый Гарик Сукачев:
«Знаю я, есть края - походи, поищи-ка, попробуй.
Там такая земля, там такая трава,
А лесов как в местах тех нигде, брат, в помине и нет.
Там в озерах вода, будто божья роса,
Там искрятся алмазами звезды и падают в горы.
Я б уехал туда, только где мне достать бы билет…
И теперь для меня нет ни сна, ни покоя, ни места
Как доехать туда, как туда долететь,
И кто сможет теперь мне помочь или все рассказать
О местах что нет в карте
От Владивостока до Бреста
Все об этих краях, куда мне очень надо попасть».
Рассказы о Царстве тем более экзотичные, чем меньше возможностей проверить все это на практике. Люди позволяют себе много фантазировать, но не утруждают себя конкретными вопросам: что я должен сделать со своей стороны, чтобы увидеть, найти, открыть для себя Царство Божье? Как отыскать и открыть дверь в это Царство? Упреждая многие вопросы, я хочу сразу сказать свою главную мысль: Царство Божье – не определенное место («где-то там»), а состояние, пребывание в Боге, в Его мире, Его законе, Его любви.
В народе чаще всего говорят о том, что в Царство Небесное само собой попадают после смерти или после «конца света». В таком случае нынешняя жизнь совершенно лишается смысла или рассматривается как хождение по мукам или томительное ожидание настоящей жизни. Странно и то, что большинство оправдывает эти мнения ссылками на христианство, в то время как Библия, если все же хоть иногда заглядывать в нее и проверять ей свою веру или суеверие, утверждает прямо противоположное. Согласно Библии, Царство Божье это не какое-то место, а особое состояние человека и мира, когда в их бытии утверждается владычество Бога, Его законы, Его воля («на земле как на небе»).
Известный библеист Том Райт вопрос о Царстве Божьем и Царстве Небесном, местонахождении и природе Царства называет «главной тайной Библии». Его книга с таким названием недавно вышла на русском языке и сразу же стала бестселлером даже среди уставших от сенсаций россиян. «Царство Бога», о котором говорил Иисус, указывает не на посмертную участь человека и не на побег из этого мира в другой, но этим выражением обозначается верховная власть Бога «и на земле, как на небе», - пишет ученый. Царство Божье, по мнению автора, «Это образ нынешней реальности, небесное измерение теперешней жизни. Небеса в Библии – это, как правило, не будущее нашей надежды, но скрытое измерение обычной жизни – можно сказать, Божье измерение» .
Несомненно, что земная и духовная реальность находятся в конфликте, однако разрешение этого конфликта не в бегстве в потусторонний мир, а в преображении мира здешнего, в примирении его с небом. Незабываемые слова Виктора Цоя напевают нам, что «между землей и небом война». Разобщенность, взаимная враждебность человеческого и Божественного лишь разрушают царство земное и не созидают Царства Божьего. У «слишком духовных» и «слишком земных» людей специфические проблемы со зрением, которые мешают им увидеть Царство. Дальнозоркие манихеи не видят никакой ценности в реальности, презирают тварный мир и ждут его конца, лишая себя счастья уже здесь и сейчас войти в Божье Царство. Близорукие же материалисты не видят ничего кроме «своей» реальности, дальше своего носа, поэтому вместо открытой двери им мерещится непроходимая стена.
Как правило, люди представляют Божье Царство по аналогии с царством человеческим. Он хотят видеть устрашающую силу против «чужих», чувство защищенности и гарантированные блага для «своих». Но природа Его Царства такова, что оно присутствует везде, всегда, открыто для всех. Это не особенное Царство в ряду других царств, оно из ряда вон выходящее, ни на что не похожее. Царство Божье проникает сквозь «железные занавесы» других царств, там, где люди начинают жить по его законам, жизнь меняется без войн и политических реформ.
Христос разоблачал человеческие представления о политическом характере Его Царства, в котором нет столиц, властей и видимых границ: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17:20-21).
Иннокентий Вениаминов, православный миссионер на Аляске, учил, что «Царство Божие есть состояние (выделено мной. – М.Ч.) человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека». Он создал первую грамматику алеутского языка, перевел на него книги Священного Писания. Так Царство Божье расширилось на пределы Аляски, Курил, Камчатки, а точнее в сердца живущих там людей.
Сердце – то самое таинственное место, где Царство Божье встречается с нашей реальностью и начинает радикально ее менять. Иоанн Златоуст говорил: «Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие».
Царство Божье – не «где-то» там, не «когда-то» в прошлом или будущем. Не нужно куда-то идти или чего-то ждать. Увы, даже в церкви часто можно услышать, что «в Царство Божье мы попадем лишь на небесах, когда умрем». Но Христос в Евангелиях говорит «Я есть воскресение и жизнь» (Иоанн. 11:25), поэтому вовсе не нужно ждать, пока настанет всеобщее воскресение мертвых, Лазарь может воскреснуть сейчас. А разбойник может быть «ныне» с Богом в раю. Так что вопрос «Где мне найти Царство Небесное» нужно заменить более правильным: «Как войти здесь и сейчас в Царство Божье?».
Часто любознательные люди задают абстрактные вопросы о Царстве Божьем, так и не решаясь что-то изменить в своей жизни. Богатый юноша спрашивал у Иисуса: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Марк. 10:17), но не смог расстаться с богатством, закрывавшим вход в Царство. И даже учеников испугали слова «Трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие» (Марк. 10:24). Оказывается, вход открывается не через заповеди, которые формально можно научиться «отрабатывать», а через внутреннюю перемену, когда ради Царства Божьего человек продает все, что имеет (Матф. 13:45-46).
Когда человек обращается к Богу, он начинает видеть весь мир в Божественном свете, он всюду замечает следы Божьего присутствия, знаки Его Царства. В это Царство можно войти изнутри своей ситуации. Не обязательно откуда-то бежать и куда-то идти, что-то покупать и чего-то достигать. Открывая сердце Богу, человек вступает на территорию Его Царства.
no