no
4/Вера/slider

К идее христианского университета: теология в культурном контексте

Комментариев нет

В Украине за годы независимости и демократических преобразований сложились уникальные возможности для реализации религиозных свобод ранее преследуемых церквей, диалога разных христианских традиций, развития плюралистической модели религиозной жизни страны. Одним из главных каналов взаимодействия церквей и общества является образование. Именно образование дает возможность реализовать значительный социальный потенциал церквей, укрепить межконфессиональное взаимопонимание и партнерство.
В то время как православные и католические общины значительно продвинулись в развитии собственных систем образования, признанных обществом и государство, протестантские церкви, преодолевая негативный опыт государственно-церковных отношений советского периода, еще проходят стадию социализации в условиях демократии, переопределяют свое место в структуре культурной и религиозной жизни страны, ее гражданского общества.
Все годы советской власти протестантские церкви преследовались, а их прихожане не имели возможности получить качественное высшее образование. В силу этих исторических причин протестантское сообщество Украины сохраняет отстраненное положение в образовании и культуре. Развитие христианского университета в качестве христианского гуманитарного центра будет способствовать раскрытию богатого социокультурного потенциала протестантских церквей Украины, формированию духовно воспитанных и социально активных граждан в студентах теологической специальности. В поисках собственной модели образовании, протестанты обращаются к опыту Украинского католического университета, Киево-Могилянской академии, Национального университета «Острожская академия», Черновицкого университета, а также к традициям христианского образования западных стран, с которыми украинские протестанты связаны исторически и культурно. Попытка синтеза национального и мирового опыта была воплощена в проектах Донецкого и Киевского христианских университетов как международных учебных центров.
Межконфессиональная Украина может сберечь и приумножить богатство своих духовных традиций, предоставляя возможности для развития образовательных программ, способствующих глубокому изучению духовного наследия, формированию толерантного и уважительного отношения к различным христианским традициям.
История теологии является важной составляющей и академического религиоведения. Изучение теологии в общем плане религиоведческих дисциплин способствует интеграции науки на основе общечеловеческих духовных ценностей, выраженных в христианстве. Теология и ее изучение в рамках программ христианского университета предполагает гуманизацию науки на основе христианских ценностей, ее обращение к духовному миру, внутренней жизни человека, воспитание зрелой свободы, ответственности, достоинства личности. Для современных религиоведов изучать религию значит не только критиковать ее, как это было в советских гуманитарных науках, но также уважать ее как национальное и культурное достояние, пытаться понять ее внутренние смысла и логику собственного развития.
Изучение истории теологии приобретает особую актуальность в условиях реального плюрализма церквей и конфессий в Украине, а также их связей с зарубежными духовными центрами. Долгое время церкви Украины находились в условиях изоляции от мирового христианства. Изучение истории западных богословских учений, обмен преподавателями с зарубежными университетами и церквами поможет украинским церквам найти свое место в мировом христианстве, лучше понять свое своеобразие. Особенно это важно для протестантских церквей, сочетающих в себе восточные культурные формы и западные богословские идеи, связанных исторически с европейской Реформацией.
Подготовка специалистов по программам «теология», «история теологии» позволит обеспечить поместные церкви, учебные заведения, государственные и общественные институты и программы экспертами-религиоведами с углубленным знанием истории и теории христианской теологии; обучить социальных работников, способных заниматься учебной, воспитательной, профилактической работой с молодежью, особенно с группами риска и социально незащищенными категориями детей и молодежи.
Case study: Донецкий христианский университет
ДХУ занимает уникальное место на карте учебных заведений Украины, предлагая восточным регионам страны христианское образование, учитывающее опыт западных университетов и христианских колледжей и работающее на целевую аудиторию прихожан протестантских церквей.
Украинские протестанты представляют собой количественно значимое сообщество, придерживающееся собственных богословских традиций. Они известны своим консерватизмом в вопросах нравственности и ответственностью в воспитании детей. Учитывая их традиции, ДХУ намерен предложить прихожанам этих церквей гуманитарное образование, опирающееся на традиционные христианские ценности, поскольку именно протестанты составляют большую аудиторию потенциальных студентов ДХУ.
Предполагается, что в процессе обучения прихожане протестантских церквей смогут больше узнать о традициях других конфессий и научиться сочетать знание своей истории с уважением к другим теологическим подходам, что будем способствовать развитию межцерковного диалога и партнерства в решении актуальных социальных вопросов.
ДХУ обладает необходимым опытом международной исследовательской и образовательной деятельности, имеет сеть партнерских отношений с украинскими и зарубежными церквами и учебными заведениями. Развитая материально-техническая база позволяет обеспечить студентов всеми необходимыми условиями для аудиторных занятий, работы в библиотеках и компьютерных классах, проживания в общежитии, проведения массовых семинаров и конференций.
В данный момент на базе ДХУ создается Украинский христианский гуманитарный университет, видение которого предполагает общедоступное гуманитарное образование на основе христианских ценностей и евангельской теологии.
Case study: «теология» в контексте украинских социальных и образовательных процессов
Украина имеет давние и богатые традиции теологического образования, которое дало жизнь и народному просвещению, и светской науке. К сожалению, выполняя важную социальную, воспитательную, духовно-культурную роль, выпускники христианских школ до сих пор не получили должного государственного признания. В условиях конкуренции и финансового кризиса теологические специальности теряют потенциальных студентов. Между тем фундаментальные знания никогда не отвечали и не должны отвечать конъюнктуре рынка, а потому нуждаются в целенаправленной поддержке. Утрата социального и духовного капитала обернется значительными потерями и для общества в целом, и для бизнеса и политики, которые лишатся этической основы, мировоззренческих ориентиров.
Примечательно, что при известном консерватизме именно церкви сегодня поднимают вопрос о будущем христианского гуманитарного образования. Они хотят видеть своих молодых прихожан студентами христианских школ, но при этом требуют от этих школ профессионализма и высшей аккредитации. Христианскость школы обеспечит должное духовно-нравственное воспитание, а профессионализм преподавателей и научная репутация института гарантируют конкурентоспособность выпускника и его диплома.
Одной из знаковых тенденция в христианском образовании европейских стран стало вытеснение теологии религиоведением. Специальные теологические дисциплины уступают место более общим курсам, интересы церквей и конфессий – сравнительным исследованиям.
Подобные сдвиги связаны с тем, что отдельные церкви более не могут финансировать свои учебные программы и содержать целые институты. Студенты же предпочитают те программы, которые учитывают мировоззренческий плюрализм, разнообразие теологических подходов, церковных и культурных традиций.
Ожидается, что большинство студентов программ «теология», «история теологии» составят прихожане протестантских церквей. Изучение теологии в сочетании с религиоведением и фундаментальными гуманитарными дисциплинами позволит студентам глубже понять единство и многообразие христианских традицией, основные принципы евангельской веры на фоне сосуществования и смены теологических парадигм. Сочетание теологии и религиоведения поможет избежать крайностей и соединить углубленное изучение церковной теологии с широким историко-культурным контекстом.
Программа «теология» («история теологии») предполагает изучение теологии, ее структурных и динамических форм в широком историческом и социокультурном контексте.
Развитие теологической программы в ДХУ выполняет важные задачи воспитания социально ответственного и духовно зрелого молодого гражданина демократической Украины; способствует межцерковному диалогу и сотрудничеству; позволяет интегрировать теологические знания в общий гуманитарный научный контекст, а также придать им практическую значимость для решения социальных проблем украинского общества.

Фото пресс-службы Донецкого христианского университета. На фото - студенты одной из программ ДХУ
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no