Главная
Без ярлыка
Буква и символ в теолого-культурной традиции украинского евангельского протестантизма
понедельник, октября 17, 2011
Сложные отношения буквы и символа, слова и образа определяют динамику христианских теолого-культурных традиций. В протестантизме они достигают предельной напряженности и переходят в творческий конфликт, обусловленный диалектикой мистицизма и пророчества, трансцендентного и имманентного, священного и мирского, внутреннего и внешнего.
В Украине основной формой воплощения протестантских идей стали народные движения, отвергающие традиции исторических церквей и провозглашающие Евангелие единственным авторитетом – не только в вопросах религиозной догматики, но и в вопросах религиозной культуры. Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) и христиане веры евангельской (ХВЕ) идентифицировали себя через отрицание культа и культуры православной церкви. Со временем религиозная жизнь евангельских протестантов нашла свои формы выражения в культуре, возникла и своя традиция с минимизированным культурным наследием. Вместо икон в церквах появились художественно оформленные тексты, картины на «духовные темы». Из религиозных символов наиболее часто используются кресты, рыбы, голуби, овцы сложенные в молитве руки. Изображения предельно схематичны, лишены детализации и художественной нагрузки.
В советское время вся символика рассматривалась как исключительно иллюстративный материал, как дополнение к «Слову» (Библии, проповеди, учению Церкви). В последнее же время ей возвращается собственное значение, символ обретает не только утилитарно-иллюстративную или эстетическую, но и коммуникативную нагрузку, указывает на скрывающиеся за художественной поверхностью духовные смыслы. Вместе с тем, для протестантов символ по-прежнему и неизменно не столько способ познания, сколько средство выражения. Христианин-протестант идентифицирует себя посредством символа, но начинает не с него, а изнутри своей личной духовной жизни. Символ интегрирует не столько религиозное сознание, сколько религиозную индивидуальную идентичность в общину, церковь, традицию.
Символ выражает веру, которая начинается от «слышания», от слова. В евангельском протестантизме символ лишается собственной сакральности, таинственности, магизма. Характерно, что именно «слово» (в общинах так говорят о проповеди – «Будем слушать Слово») ставится в центр служения, в отличие от православия, где в центре литургии всегда «таинства».
Слово предполагает некую очевидность смысла для слушающего, заведомую познаваемость, непотаенность. В словах есть свой символизм, но это символизм, поддающийся герменевтическим методам, исследованию, пониманию.
Символ обобщает, интегрирует в видимые линии смыслы, извлеченные из слова. В традиционном евангельском протестантизме буква (ясность, доступность, определенность) играет важнейшую роль, «Слово» строится из букв и почти лишено собственного значения (лишено дополнительного значения, не состоящего из атомарных значений). Наивный буквализм, культ Слова, сакрализация книги выражают известный протестантский рационализм.
В современном евангельском протестантизме буква учения переподчиняется Духу, который «животворит». Евангельский фундаментализм, согласного которому Бог открывается только через Библию и ее экзегетику, уходит в прошлое. Тот же Дух, Который говорит через Слово, говорил в образе Сына, может говорить в образах человеческих. Если вспомнить трехчастную схему христианской истории (Отца-Сына-Духа Святого), то в последний период Дух, «дышащий где хочет», вновь реабилитирует для протестантов то, что они ранее отвергали как антропоморфное, душевное, земное. Десакрализация буквы возвращает символ в религиозный мир евангельских протестантов, но после необратимой десакрализации символы так же пусты, как и слова, если в них не дышет Дух.. Значение буквы не будет умаляться, а роль символа будет возрастать.
Буква и символ в теолого-культурной традиции украинского евангельского протестантизма
От
chmn
Комментариев нет
Сложные отношения буквы и символа, слова и образа определяют динамику христианских теолого-культурных традиций. В протестантизме они достигают предельной напряженности и переходят в творческий конфликт, обусловленный диалектикой мистицизма и пророчества, трансцендентного и имманентного, священного и мирского, внутреннего и внешнего.
В Украине основной формой воплощения протестантских идей стали народные движения, отвергающие традиции исторических церквей и провозглашающие Евангелие единственным авторитетом – не только в вопросах религиозной догматики, но и в вопросах религиозной культуры. Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) и христиане веры евангельской (ХВЕ) идентифицировали себя через отрицание культа и культуры православной церкви. Со временем религиозная жизнь евангельских протестантов нашла свои формы выражения в культуре, возникла и своя традиция с минимизированным культурным наследием. Вместо икон в церквах появились художественно оформленные тексты, картины на «духовные темы». Из религиозных символов наиболее часто используются кресты, рыбы, голуби, овцы сложенные в молитве руки. Изображения предельно схематичны, лишены детализации и художественной нагрузки.
В советское время вся символика рассматривалась как исключительно иллюстративный материал, как дополнение к «Слову» (Библии, проповеди, учению Церкви). В последнее же время ей возвращается собственное значение, символ обретает не только утилитарно-иллюстративную или эстетическую, но и коммуникативную нагрузку, указывает на скрывающиеся за художественной поверхностью духовные смыслы. Вместе с тем, для протестантов символ по-прежнему и неизменно не столько способ познания, сколько средство выражения. Христианин-протестант идентифицирует себя посредством символа, но начинает не с него, а изнутри своей личной духовной жизни. Символ интегрирует не столько религиозное сознание, сколько религиозную индивидуальную идентичность в общину, церковь, традицию.
Символ выражает веру, которая начинается от «слышания», от слова. В евангельском протестантизме символ лишается собственной сакральности, таинственности, магизма. Характерно, что именно «слово» (в общинах так говорят о проповеди – «Будем слушать Слово») ставится в центр служения, в отличие от православия, где в центре литургии всегда «таинства».
Слово предполагает некую очевидность смысла для слушающего, заведомую познаваемость, непотаенность. В словах есть свой символизм, но это символизм, поддающийся герменевтическим методам, исследованию, пониманию.
Символ обобщает, интегрирует в видимые линии смыслы, извлеченные из слова. В традиционном евангельском протестантизме буква (ясность, доступность, определенность) играет важнейшую роль, «Слово» строится из букв и почти лишено собственного значения (лишено дополнительного значения, не состоящего из атомарных значений). Наивный буквализм, культ Слова, сакрализация книги выражают известный протестантский рационализм.
В современном евангельском протестантизме буква учения переподчиняется Духу, который «животворит». Евангельский фундаментализм, согласного которому Бог открывается только через Библию и ее экзегетику, уходит в прошлое. Тот же Дух, Который говорит через Слово, говорил в образе Сына, может говорить в образах человеческих. Если вспомнить трехчастную схему христианской истории (Отца-Сына-Духа Святого), то в последний период Дух, «дышащий где хочет», вновь реабилитирует для протестантов то, что они ранее отвергали как антропоморфное, душевное, земное. Десакрализация буквы возвращает символ в религиозный мир евангельских протестантов, но после необратимой десакрализации символы так же пусты, как и слова, если в них не дышет Дух.. Значение буквы не будет умаляться, а роль символа будет возрастать.
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Комментариев нет
Отправить комментарий