В каждом из нас травма ощущается как внутренняя испорченность, недостача чего-то важного, утрата смысла, склонность ко злу, комплекс вины.
Лучшие умы бились над вопросом, как возможно восстановление человека – исправление его дефектов, реализация его идеальной природы, воссоздание изначального образа. «Нового человека» пытались вывести путем расовых или классовых экспериментов, а «старого» - хотя бы перевоспитать или дисциплинировать, но получалось «как всегда».
Радостная Весть христианства говорит не только о новой жизни, которая при всей привлекательности остается закрытой, недоступной, недосягаемой для старого («ветхого») человека, но и о новом творении – о возможности нового человека, о возможности стать другим.
Апостол Павел говорит о Христе как «последнем Адаме» (1 Кор 15:45), Он завершает Собой род Адамов и дает начало новому человечеству, роду Христову: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22).
Эта же мысль о новом «творении» (буквально «поэма» в Эф. 2:10)» разворачивается в Послании к Эфесянам, которое в целом может быть названо «поэмой новой жизни».
***
«Вместе с Христом» - ключевая фраза Послания к Эфесянам (2:5-6). В разных вариантах она повторяется на протяжении всех глав: «в единении нашем с Христом» (1:3), «в единении с Ним» (1:4, 7; 2:22; 3:12), «через Иисуса Христа» (1:5; 3:6), «в Христе» (1:9-10), «благодаря Ему» (1:11; 4:16), «через Него» (1:13), «через единение с Христом» (2:10, 13), «благодаря крови Христа» (2:13), «через Христа» (4:32), «с Господом» (5:8), «мы части Его» (5:30), «в единении с Господом» (6:10).
***
Во второй главе своего послания Павел переходит от приветствий, прославления, благодарности и пожелания к описанию главной метаморфозы, происшедшей с каждым из настоящих христиан. «Настоящих» не в том смысле, что они ведут себя безупречно, а в смысле наличия в них новой жизни, новой природы, новой сущности. Метаморфоза состоит в чуде воскресения, оживления мертвого человека, преображении плотской природы, превращении «естества» (естественного состояния) в новое творение (сверхъестественное состояние).
«Быть во Христе, облечься в Христа – это значит безраздельно, беззаветно возлюбить Христа, так глубоко проникнуться Его заповедями, чтобы они стали как бы новой одеждой. Те блаженные, которые достигли такого благодатного состояния, как бы вновь родились для новой жизни во Христе, стали новым творением Божьим», - пояснял в своих проповедях Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ и знаменитый хирург.
«Во Христе», «вместе с Христом» - это ответ на вопрос о возможности новой жизни. «Вместе с Христом» возможно воскресение к настоящей жизни. Без Христа же всякий человек мертв. «Вы были мертвы» (2:1), обращается Павел к Эфесянам. А затем распространяет этот диагноз на себя и всех: «Мы все тоже из их числа, мы тоже жили по законам плотской природы, исполняя все вожделения нашего тела и ума, и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева» (2:3).
Сам факт смерти, смертности, обреченности человека на рабство у плотской природы и духов поднебесного мира обосновывает необходимость Христа как единственной возможности воскресения и жизни. Мы не способны к жизни сами по себе, но Бог богат жизнью и милостью. Он – источник настоящей жизни и Он готов делиться ею с нами не по закону или выгоде, но из благости и любви: «Бог богатый милостью, по великой Своей любви, которой Он полюбил нас, мертвых от грехов, оживил нас вместе с Христом» (2:4-5).
Бог не только богат (эти слова в нашем языке однокоренные), но и щедр, т.е. Он дарит нам то, что имеет и садит рядом с Собой, предлагая самый высокий статус в мире: «Вместе с Христом Он воскресил нас и усадил в небесах рядом с Ним, чтобы через Христа Иисуса явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам» (2:6-7)
Смертному, бедному и рабски зависимому от «поднебесного мира», предлагается место на небесах рядом с Христом. Очевидно, что это предложение может быть только даром, его нельзя заслужить или купить: «Вы спасены - через веру – Его великой добротой! И не за ваши заслуги – это Божий дар! И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится» (2:8-9).
Бог во Христе воскрешает человека к жизни, дает высокое место «рядом с Христом», но также и новое предназначение.
Во Христе человек впервые может стать настоящим, тем, кем должен быть в глазах Бога: «Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас через соединение с Христом Иисусом для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить» (2:10).
Меня восхищает благородный подвиг людей, которые состоялись в жизни, но не замкнулись на себе, а поделились своей жизнью, своими возможностями, своей фамилией с другими. Пастор-пилигрим Геннадий Мохненко стал отцом для десятков беспризорников, подарил им новую жизнь. Дети, которые воровали, жили в подвалах и теплотрассах, умирали от болезней и наркотиков, стали чемпионами Европы по боксу и борьбе, героями трансконтинентальных велопробегов, темами новостей, порядочными семьянинами, да и просто настоящими людьми. Пастор называет каждого «сынка», а они отвечают ему «батя». У детей появилась новая семья, новая жизнь, новое предназначение. История самого Геннадия и его Республики Пилигрим - чудесная поэма новой жизни. Сам Геннадий написал об этом книгу «Непедагогическая поэма», вероятно, потому, что педагогика этим детям не помогла и не поможет, в таких случаях действует лишь любовь Божья.
“Вместе с Христом” человек не просто воскресает к той же жизни, не просто продолжает бесконечно то, что делал раньше. Во Христе человек становится новым творением, так что вместо навязанного исполнения “вожделений нашего тела и ума” (2:3), может свободно и радостно делать “добрые дела, которые Он нам изначально предназначил совершить” (2:10).
***
Чудо новой жизни, полученной “вместе с Христом” – это и свобода от смерти, и свобода от ложных образов себя. Бог не только создал мир, но во Христе Он “создал нас” (2:10). Мы можем жить по-другому, потому что мы сами становится другими – “вместе с Христом”.
Могу ли я сказать, что Христос живет во мне, а я в Нем и Им? Что больше нам знакомо – усталость от старой жизни или радость жизни новой? Чувствуем ли мы себя богатыми в Нем? Ощущаем ли мы в себе Божественную жизнь?
Это важнейшие вопросы, которые помогут понять нам, стали ли мы новым творением и доступна ли нам новая жизнь.
Эти же вопросы должны подтолкнуть нас к поиску Христа и пребыванию в Нем, ведь только в Нем конец нашего ветхого человека и начало новой поэмы
Комментариев нет
Отправить комментарий