«Бог подаст». Так говорят. Пробегая мимо просящих милостыни. Экономя свои деньги. Отвергая нуждающихся.
Слова о Боге, Который «подаст», довольно странно звучат в мире, сознательно отвернувшемся от веры. Если человек так велик и добр, что справится со всеми проблемами сам, то зачем оставлять место Богу? Если общество накормит своих голодных, то зачем подачки Бога?
«Бог подаст» - странная, но не случайная оговорка. Это невольное признание и исповедание веры.
***
Бог нужен людям, потому что сами по себе люди друг другу не нужны. «Подаст» – слово такое же чужое и редкое, как и «Бог».
Почему я должен кому-то «давать»? Это явно связано с «Богом». Но если Его нет, то подавать не нужно. На смену подачкам придет мораль сильных, способных к выживанию. Лишь редкий упрямый гуманист может повторить с серьезным выражением лица то, что Владимир Соловьев сказал с ироничной улыбкой: «Человек произошел от обезьяны, поэтому давайте любить друг друга».
Если «Бога» нет, то никто не «подаст». Добрые дела – исключения, достойные поступки редки, слова забываются. Жизнь становится безнадежной. Еще совсем недавно казалось, что люди достигли «пика гуманизма» и вправе судить Бога. Но мираж «гуманизма без Бога» рассеялся и оказалось, что люди не верят себе и другим. Заповедь тюремного мира «Не верь, не бойся, не проси» стала всеобщим принципом.
Кроме Бога не кому верить, не к кому обратиться. Без Бога – ни попросить, ни обвинить, ни пожаловаться. Может поэтому наше гуманное и цивилизованное общество упрямо обвиняет якобы отсутствующего Бога за «дефекты» мира; за то, что наш мир не кажется «лучшим из миров»; за то, что Бог кому-то чего-то не дал.
***
«Бог подаст»…. В этих словах – правда о людях и о Боге. О людях, что на них напрасно расчитывать в минуты беды; что они эгоистичны и жестоки. О Боге, что Он благ всегда и ко всем; что Ему не безразличны просьбы и нужды людей.
Такими словами люди поневоле свидетельствуют о доброте и любви Божьей, сохраняя надежду на последнее прибежище, на безотказного помощника. Бог гуманнее людей, Он настоящий гуманист.
Бог щедр и многомилостив, Он не собирает (себе), но раздает (другим). Согласно евангельским историям, Иисус поощрял простые, нехитрые, искренние просьбы людей к Богу. Молитва «Отче наш» может быть понята и как исповедание веры, и как поклонение и прославление, но также и как молитва-просьба: дай хлеба, прости грехи, сохрани от искушений и лукавого.
Проповедуя благость Божью, Иисус обращается к человечности человека, чтобы разбудить сокрытое в ней добро как дар Божий: неужели друг не поможет (хотя бы и в ночное время), неужели отец не даст пищи(хотя бы и капризному сыну)?
Молчание слушателей Иисусовых притч говорило о том, что люди соглашались с их моралью, но не спешили жить по ней. У человека есть понятие о благе, но сам человек поражен эгоизмом: он любит лишь любящих, помогает только своим, занимает лишь с перспективой возврата.
В отличие от людей, Бог не оставляет без ответа ни одну просьбу человека. Мы можем быть уверены, что Бог желает блага каждому человеку и даст просимое благо в нужное время.
Однако нужно быть готовым, что Бог может не согласиться с нашим пониманием блага. Отец не откажет в пище голодному ребенку, но не всегда будет поощрять его капризы и засыпать сладостями по первому же крику. Так и Бог – даст «Духа Святого», хотя мы просили видимого успеха и материального процветания.
Проходя мимо просящего милостыню, я несколько раз давал вместо денег хлеб или другую пищу. Очень редко просящий был рад такому даянию.
Чего мы ищем, чего просим? Бог подаст то, что окажется настоящим благом. Только у Него «всякий просящий получает» (Луки 11:9). Только Его благословение «обогащает и печали с собой не приносит» (Притчи 10:22).
И все же в словах «Бог подаст» главным словом нужно считать не «подаст», а «Бог». Нам нужно не столько просимое, сколько Он сам. Если наш мир вернется к Богу, милостыню не нужно будет давать, потому что ее никто не будет просить.
Комментариев нет
Отправить комментарий