-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Война в Украине как экзамен для глобального христианского сообщества: испытание солидарности, свободы и миротворчества

Комментариев нет


События в Украине являются не только поводом для беспокойства, но и сильным вызовом для христианской солидарности, уклониться от которого означало бы измену евангельским принципам. Солидарность с пострадавшими, защита религиозной свободы и восстановление мира – это и нужды, и возможности для участия.

Во-первых, война в Украине угрожает религиозной свободе и религиозному многообразию страны. В Крыму и так называемых «народных республиках» (ДНР и ЛНР) «православный экстремизм» стал господствующей идеологией и практикой. Неправославные конфессии дискриминируются и преследуются. Наши братья и сестры нуждаются в нашей солидарности и ходатайствах – через мониторинг правонарушений, информационную поддержку, международную адвокацию, финансовую помощь семьям репрессированных.

Во-вторых, военные действия на востоке Украины привели к настоящей гуманитарной катастрофе. Десятки разрушенных городов и более 1,5 миллиона беженцев – это лишь видимые ее следы. Масштабы социальных, культурных, психологических последствий оценить гораздо сложнее. Ответом на эти нужды может стать скоординированная международная программа гуманитарной помощи, а также создание специальных центров и программ социальной адаптации и психологической помощи.

В-третьих, война продолжается не только потому что кто-то ее поддерживает, но и потому, что отсутствует видение мира, формула примирения, единство среди миротворцев. Без сомнения, ключевую роль в примирении должны играть Церкви, пользующиеся максимальным доверием населения. Значительную помощь в деле национального и межнационального примирения могут оказать международные христианские организации, обладающие подобным опытом.

Очевидно, что новая украинская власть не в состоянии самостоятельно справиться с разрушительными последствия войны. Лидеры Украины неоднократно обращались за помощью к международным институтам. В свою очередь, лидеры украинских церквей обращаются за помощью к международному христианскому сообществу и надеются на солидарность своих друзей и братьев в защите свободы и мира в Украине.

***

Трагические события в Украине оказались суровым экзаменом для местных церквей, для их способности солидаризоваться с людьми в защите свободы и мира. В отличие от еще более кровопролитных событий в Сирии, украинский конфликт вписан в восточноевропейский контекст и ужасает именно этим: участниками конфликта оказались две традиционно христианские страны, одна из которых совершает агрессию под православными лозунгами, в то время как европейское христианское сообщество проявляет медлительность в солидарности с Украиной, защите ее свободы и восстановлении мира.

Чего стоят ценности, если их никто не собирается защищать? Если солидарность с жертвой, свобода и мир больше не ценятся настолько, чтобы ради них рисковать благополучием, то после Украины может настать очередь любой другой европейской страны.
Напротив, если в отношении Украины будет проявлен максимум христианской солидарности в сочувствии, защите свободы и мира, с этого может начаться процесс регенерации тех самых христианских корней, о забвении которых мы слышим бесконечные сетования.

Украина – как тема, история, вызов – может изменить судьбу европейского христианства. В свою очередь, европейский ответ на украинский вызов может изменить судьбу Украины. От этого ответа зависит то, кого украинцы увидят в европейцах – солидарных живых христиан или безразличных теплохладных постхристиан. Ничто так не сближает, как солидарность в беде. Ничто так не разделяет, как предательство в трудный час.

Солидарность с жертвой, защита свободы и стремление к миру составляют вместе достойный христианский ответ на агрессию против Украины. При этом в них присутствует логическая и нравственная последовательность, которой стоит строго придерживаться.

Итак, во-первых, солидарность. Вместо преждевременных разговоров о примирении с агрессором и его сторонниками, стоило бы проявить солидарность с пострадавшими. Без солидарности с ближним, без сочувствия и всесторонней поддержки, диалоги о «мире во всем мире» будут подменой главной темы. Мы знаем не только из жизни, но также из Писания, как «мир и безопасность» подменяют истину, как соображения политкорректности, рассчетливой осторожности, житейской мудрости оставляют без помощи пострадавшего ближнего. Если я прошел мимо раненного, мои призывы к прощению и миру не стоят ни гроша.

Во-вторых, свобода – жить, мыслить, верить иначе, по-своему. Сегодня может показаться, что свобода стала слишком дешевой, а разговоры о ней – общим местом. Когда же вдруг возникает реальная угроза свободе соседа, все принципы добрососедства и гарантии взаимопомощи на поверку оказываются пустыми. Надо понимать: если свобода украинцев ничего не стоит и цивилизованный мир позволит более сильному лишить их этой свободы, то под вопросом окажется не только судьба Украины, но и судьба свободы как таковой – в том числе свободы других европейских стран, кстати, куда меньших, чем Украина. При этом мы должны иметь ввиду: речь идет не только о государственном суверенитете, в опасности оказались и другие, более хрупкие, групповые и личные свободы. Экспансия «православного русского мира» с его «традиционными ценностями» угрожает религиозной свободе, конфессиональному многообразию Украины, да и любым симпатикам Запада, приверженцам прав человека, неправославным христианам.

В-третьих, примирение – не только как прекращение военных действий, но и восстановление отношений, покаяние, очищение, прощение, исцеление ран, памяти, совести. Безусловно, примирение не будет легким и скорым. А без солидарности и свободы примирение не будет возможным даже в отдаленной перспективе.
Если солидарность не защитит жертву, то она не просто пострадает, но исчезнет, будет уничтожена и вычеркнута из памяти. Солидарность не спасает от беды, но помогает пострадавшему в беде сохранить субъектность. Солидарность противостоит самоуверенности зла, позволяет вместе остановить агрессора и спасти отчаившегося пострадавшего. Если свобода не будет защищена, то агрессору не с кем будет мириться, победитель останется один, и его, как известно, не судят.
Борьба за свободу лишь обостряет противостояние, но в конечном итоге его же оправдывает. Поэтому примирение возможно лишь в свободе, из свободы, свободы ради. Иначе это будет не примирение свободных субъектов, а поглощение свободы слабого свободой сильного, т.е. подавление и смерть другого свободного, истребление и забвение свободного другого.

***

Отчаянно стремясь к миру, нельзя забыть о других важных истинах, служащих ориентирами на этом пути. Нельзя отказываться от свободы и нельзя отказывать в помощи. Предательством ближнего и отказом от свободы войну нельзя выиграть, можно только проиграть, при этом утратив достоинство.
Опаснейшая иллюзия нашего времени – будто умиротворением агрессора можно избежать войны, будто страданием невинного можного купить благополучие остальных. «Когда будут говорить: «мир и безопасность», внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:6).
Христианское миротворчество не торгует принципами и ближними ради умиротворения агрессора. Миротворцы знают силу зла, но также знают силу солидарности добрых людей и ценят свободу настолько, что никогда не откажутся от нее выживания ради.
Нагорная проповедь говорит не только о блаженстве миротворцев, но также о нищих духом, скорбящих, кротких, жаждущих правды, милосердных, чистых сердцем, изнанных за правду (Матф. 5).
Как можно заметить, Бог занимает сторону нищих, скорбящих, кротких, изгнанных, выражает Свою солидарность с ними и обещает им блаженства – Царство Небес, утешение, владение землей.
Думаю, что этой же стороны должны придерживаться и современные миротвоцы, поскольку третьей стороны не дано. При этом к противоположной стороне нужно быть милосердным. От самих же миротворцев требуется жажда правды и чистота сердца.

***
Итак, события в Украине можно рассматривать как экзамен нашего христианства – в свете современных вызовов и давно известных евангельских истин.
При этом сегодня стоит задуматься не только об Украине. Конечно, нам интересно, что думают западные христиане о событиях в Украине. Но еще более интересно другое: что думают о себе западные христиане в связи с событиями в Украине – насколько они ценят свободу, чувствуют ли солидарность, готовы ли бороться за мир? Вопрос об Украине звучит к каждому члену глобального христианского сообщества: верю ли я в свои же христианские принципы, готов ли бороться за них, способен ли увидеть в украинце ближнего и проявить солидарность в его борьбе за свободу и мир, что именно я готов сделать здесь и сейчас в ответ на украинский призыв о помощи?


author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no