no
4/Вера/slider

Жизнь, Слово и Свет. Рождественские чтения по Иоанну

Комментариев нет
http://gazeta.mirt.ru

Наиболее читаемые и почитаемые на Рождество - Матфей и Лука. Марка и Иоанна вспоминают редко, потому что у них Рождества как бы и нет, и все начинается с Иоанна Крестителя. Структура их рассказов схожа: Иоанн «готовит путь» Иисусу и передает Ему служение, затем Иисус призывает первых учеников. Есть и отличия: Марк очень скуп на слова в своем «начале Евангелия Иисуса Христа Сына Божия» (1:1) и, поясняя роль Иоанна и его связь с Мессией, называет первого «Ангелом, готовящим путь», а второго – Господом; Иоанн же с первых слов дает философское обобщение Воплощению, он тоже скуп на описания, но совсем не скуп на понятия, на «слова с большой буквы».
При этом оба – и Марк, и Иоанн, - показывают связь между Иоанном и Христом, законом и благодатью, объясняют преемственность и разницу эпох.
Марк ограничивается тем, что говорит о «ветхозаветном» прошлом как о приготовлении к «Евангелию Иисуса Христа». Иоанн же говорит о сути Евангелия и его радикальной новизне – о воплощенном Слове, явленной Жизни и сияющем Свете.
Сегодня, когда мы поглощены деталями тех давних событий, а точнее собственным любопытством, свидетельство Иоанна представляется очень важным, поскольку вводит нас в размышление, а не развлечение, и открывает нам лично важные смыслы.
Сегодня, когда мир спорит о датах Рождества и в праздничном ажиотаже опустошает кошельки и магазины, очень важно услышать Слово, увидеть Свет и задуматься о настоящей Жизни.
Слово, которое нужно услышать, - это Сам Бог. Нам нужно не слово о Боге, нам нужен Сам Бог. Нам не достаточно Иоанна, который пришел свидетельствовать o Христе. Нам нужен Сам Христос. “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (по версии РБО-2015: «Изначально был Тот, кто является Словом» (1:1). Нам не достаточно праздника Рождества, нам не достаточно воспоминаний. Нам нужно живое Слово, в котором мы встретим Бога и станем причастниками Его жизни.
Жизнь, которой нужно открыться, - это настоящая жизнь в присутствии Божьем, в общении с Ним, в сопричастии с Ним. Он источник, чем дальше от Него – тем меньше жизни. Мы обретаем жизнь через Него и без Него умираем. “Все чрез Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (по версии РБО-2015: «Через Него все было сотворено… Он был источником жизни, и жизнь была светом для людей» (1:3-4). Без Него мы не живем полнотой жизни, мы существуем в мире страшных теней и мертвых вещей. Чем больше мы закрываемся в нашем мире, чем больше отгораживаемся от Бога, тем больше наш мир становится похожим на места преисподние, мы погружаемся в ад, царство смерти и тьмы.
Свет Христов, который просвещает нас, освещает мир вокруг и делает нас способными видеть его и себя. Свет Христов сияет в самые темные эпохи, в самых проклятых местах и самых безнадежных судьбах. «И свет по тьме светит, и тьма не объяла его» (1:5). Присутствие этой светлой силы – основание для нашего христианского оптимизма. Мы видим будущее светлым не потому, что все знаем и контролируем. Мы не зажигаем звезды. Мы не можем гарантировать начало следующего дня. Но милостью Божьей солнце восходит и жизнь продолжается. Глаз радуется свету. Он настроен на свет. Наши разум и сердце тоже ждут Божественного света, который активирует их для новой, настоящей жизни, разгонит тьму, откроет правду и покажет путь.
Итак, мы встречаем у Иоанна Жизнь, Слово и Свет, которые в своем триединстве аналогичны Божественной Троице Отца-Сына-Святого Духа. Отец – Жизнь, Источник, Творец мира. Сын – Слово миру, Воплощенная любовь, Богочеловек. Дух Святой – всепроникающий и всепобеждающий свет, мягкий и сильный, добрый и властный, утешающий и обличающий.
В Рождестве мы должны видеть не только Иисуса-младенца (как в народе говорят, «Иисусика»), но полноту Божественной реальности (Жизни), откровения (Слова) и доброй силы (Света).
Иоанну удалось прекрасно передать эту полноту. Его Евангелие очень плотное, густое, насыщенное глубокими, с непривычки тяжелыми, смыслами. Эта пища кажется слишком твердой для нашего веселого праздничного застолья. Может поэтому мы предпочитаем читать Матфея и Луку о звездочетах и пастухах, и откладываем Иоанна с его философией.
Но к Иоанну стоит прислушаться внимательнее, чтобы услышать помимо закона истину, а помимо истины благодать. Истины Иоанна высокие и глубокие, сложные и важные. Но благодати здесь больше, здесь «благодать на благодать». Иными, словами, здесь полнота благодатная, а благодать полная, щедрая, богатая.
Иоанн видел эту благодатность в Христе и свидетельствовал о ней: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (в переводе РБО-2015: «И Тот, кто является Словом, стал человеком и жил среди нас. Мы видели Его Божественное величие и силу – Он их получил как единственный Сын у Отца, - воплощение милости и истины» (1:14).
Так исполнились пророческие слова псалмопевцев: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Такая полнота истины и благодати была явлена в Иисусе. Такой полноты мы просим для нашей личной жизни, нашей церкви и нашей страны.
Но Иоанн говорит не только о том, что было явлено в «полноте Его», он свидетельствует о том, что это было дано «всем нам». «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (в переводе РБО-2015: «И мы все разделили Его богатство, Он одарил нас бессчетно по Своей доброте. Бог дал Закон через Моисея, а милость и истина явлены через Иисуса Христа. Никто никогда не видел Бога. Только Бог – единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, - Он открыл нам Его» (1:16-18).
Мы можем быть участниками этой новой жизни, полной истины и благодати. Мы можем услышать и принять Слово. Мы можем увидеть Свет и жить во Свете. Для Иоанна эта мысль – одна из сквозных для всех текстов, одна из самых важных, заповедных. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что освязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь» (1 Иоан. 1:1-2).
Иоанн не вдается в детали истории о Воплощении, он говорит о реальности этой истории, о реальном присутствии Бога в истории, а также о том, как должна измениться наша жизнь в свете известных событий.
Мы можем не только вспоминать о Рождестве Христа, но мы можем и должны жить иначе, жить полнотой Божественной жизни и откровением Божьего Слова, «Потому что тьма уже проходит и истинный свет уже светит» (1 Иоан. 1:8).
Рождество – не столько событие прошлого, сколько сверъестественное начало новой жизни, участниками которой мы все призваны стать. Это не часть нашей истории, скорее мы – часть ее. Это то, что происходит снова и снова в жизни каждого человека, это все еще открытая дверь, все еще действующее приглашение. Здесь дистанция мешает, здесь все видится вблизи. Эта осязаемая реальность, вот здесь и сейчас доступность, самая непосредственная близость хорошо прочувствована Иоанном. Он предлагает нам подойти вплотную – видеть очами, осязать, слушать, переживать эту историю настолько близко, чтобы стать ее частью. Этот призыв стоит услышать.


author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no