Закон не щадит грех и тех, кто упорствует в нем. Особенно, если это связно
с подлостью и коварством. О таких случаях Моисей говорит очень строго: «Да не
пощадит глаз твой» (Втор. 25:12). Подобным образом он убеждает помнить о
предательстве Амалика, который напал предательски и «побил сзади тебя всех
ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся Бога» (18), чтобы в
будущем отмстить и «изгладить память Амалика из поднебесной» (19).
Здесь нет места чувствам жалости и милости. Не так в обычных делах, в судах
повседневных. Здесь виновного нужно наказать, но без жестокости: «Сорок ударов
можно дать ему, и не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен
пред глазами твоими» (3).
Во-первых, виновный остается твоим братом. Относись к нему соответственно.
Он не перешел ту черту, за которой теряет право родства и подлежит истреблению.
Он все еще наш. Поэтому не мсти ему, но воспитывай этим наказанием все общество
Израильское. Суд должен быть не карательным, а воспитательным.
Во-вторых, не унижай человек прилюдно, не лишай его достоинства, Богом
данного образа. Примечательно, что если другие переводы говорят об унижении, то
Синодальный – об обезображении. В этом есть сильная идея – мы не должны своими
действиями, суждениями, оценками искажать образ или лишать его вовсе, втаптывать
его в грязь, ставить на нем крест. Наибольшее унижение состоит в том, чтобы
сказать о человеке, будто он уже не человек, будто он лишен образа Божьего. Или
не сказать, а сделать – превратив его лицо и тело в кровавое месиво.
Бог защищает неотъемлемое право человека оставаться человеком даже после
грехов и преступлений. Он защищает наш образ, т.е. Свой образ в нас.
Но мы поступили подло: именно то, что Он защищает в нас, мы пытались
стереть в нем. «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был
обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих!»
(Ис. 52:14). И все же, даже римский сотник увидел в этом обезображенном лице
черты Бога: «Ecce homo!».
Что, если грех унижения, обезображивания людей больше, чем любой их
проступок?
Что, если единственным средством исправления преступника, который остается
нашим «братом», будет не унижение, а возвращение ему его же настоящего образа?
Должны ли мы, способны ли мы увидеть в каждом обезображенном лице
Божественные черты?
Комментариев нет
Отправить комментарий