Опубликовано в журнале "Вера и жизнь" (2022, №3)
Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать.
Иисус Христос
Хлеб – это незаменимое, основное, главное. Он должен быть на столе даже тогда, когда ничего другого нет. Простой. Настоящий. Знакомый по вкусу и запаху. Напоминающий о поле, дожде, солнце, труде, нашей нужде и милости Божьей. Задумываясь о хлебе, мы непременно задумаемся о Боге. Потому что в этих мыслях мы начинаем понимать, что в своей жизни очень зависим от Него.
Без Бога нет хлеба. Бог дает нам хлеб. Бог и есть наш Хлеб. Эту истину легче понять тем, кто голоден и кому не на что надеяться, кроме Бога и Божьего чуда.
Конечно, сегодня при всех трудностях жизни редко кто из нас не имеет на столе хлеба. Мы привыкли к нему как к само собой разумеющемуся в повседневной жизни. Настолько привыкли, что перестали ценить. Ели, наелись. Привыкли, приелось. Но я всё еще помню мою прабабушку Настю, которая пережила не один голод, и до последних дней хранила под матрасом сухари.
Я помню и свои первые студенческие годы. Тогда я снимал комнату у старушки Анны Ивановны, убиравшей улицы и доживавшей свою трудную жизнь в холодной служебной квартире. Она много рассказывала о голоде 1932-1933 годов, когда еёмаму жестоко избили, навсегда покалечили и чудом не убили за сорванные для голодающих детей колоски. До сих пор помню её грустный голос, натруженные руки и тихие молитвы. Возвращаясь после учебы, я приносил с собой половинку хлеба, которую мы делили на двоих так, чтобы хватило до следующего вечера. Каждый завтрак и ужин были для нас священнодействием. Мы принимали всё как дар от Господа, «дар пищи». Крошки я сметал в руку и отправлял в рот. Стол оставался пустым, чистым, гладким.
И на столе всегда была Библия – как молчаливое и ободряющее напоминание о Боге и Его Слове, Его заботе о нашем духовном пропитании. Я никогда не слышал от Анны Ивановны недовольства. Её глаза, да и все лицо, светились радостью Божьего Присутствия. Бог был её Хлебом.
Когда Христос говорит о Себе как о Хлебе Жизни, Он напоминает нам о той простой истине, что без Него мы не сможем прожить ни дня. Он не торт, без которого можно обойтись. Он – Хлеб. Он не только дает нам хлеб, Он и есть наш Хлеб. Не так то просто это понять и принять. Даже ученики Иисуса удивлялись этим откровениям: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6:60). Они привыкли получать многое от Иисуса, но так и не поняли Его природу.
Поэтому Иисус начинает с простых вещей, но затем учит нас более глубоким истинам. Он сперва отвечает на наши обычные нужды, а затем открывает нам наши настоящие нужды, точнее нашу основную нужду. Он не оставляет нас без хлеба для жизни, но также хочет, чтобы мы поняли, что Он – наш Хлеб Жизни. Он кормит людей пищей духовной, но также заботится о пище плотской (Ин. 6:5-14). Он умножил хлеб и рыбу так, что пять тысяч слушателей могли насытиться. Каждый брал, «сколько кто хотел» (11). То есть Иисус был щедрым. Но при этом Он позаботился, чтобы оставшиеся куски собрали и «ничего не пропало» (12). Принимая хлеб как дар от Бога, мы должны быть благодарными, бережливыми, ответственными. «Двенадцать коробов», в которые сложили остатки еды, могли понадобиться в дороге или же послужить хорошим свидетельством для других людей, особенно бедных и голодных.
Итак, Иисус с сочувствием реагирует на физические нужды людей, но при этом напоминает о хлебе духовном: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (26–27).
Он хочет, чтобы, принимая хлеб как дар Божий, мы думали о Боге больше, чем о хлебе.
И далее Иисус говорит как нельзя более прямо: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать» (35). Он повторяет эту мысль ещё раз, сравнивая Его пищу с манной небесной, открывая тем самым Свою Божественность: «Я есмь хлеб жизни.Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что едящий его не умрет. Я – хлеб живой, сошедший с небес; едящий хлеб этот будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (48–51).
Манна не только питала Израильский народ в пустыне, но и напоминала о Боге, о Божьей милости и заботе, о важности послушания Божьему Слову.
Иисус больше Моисея. Его пища лучше небесной манны. Он не просто напоминает о Боге, Он и есть Бог. Он не просто даёт нам хлеб, Он и есть наш Хлеб.
Как странно, что, пользуясь Его дарами, мы так мало интересуемся Им. Как странно, что, принимая из Его рук хлеб, мы так редко благодарим Его и так мало знаем Его.
Господь заботится о нас и наших повседневных нуждах. При этом Он хочет, чтобы, глядя на хлеб для жизни, мы думали о Нем, о Хлебе Жизни. Он хочет, чтобы мы принимали всё как от Него, чтобы мы принимали Его, насыщались Им, жили Им каждый день, всегда, вечно.
Комментариев нет
Отправить комментарий