Мы живем в мире вещей и мыслим все как вещи. В том числе духовность. Мы говорим, что духовность есть у кого-то, или кто-то ей обладает. Но духовность – это не вещь, не собственность, это нечто, нам никак не принадлежащее, но свободно проявляющееся в отношениях.
Т.е. это не вещи и даже не люди, но отношения. Уточню, это отношения, преображенные присутствием Духа.
Нет ничего более хрупкого, нестабильного, тонкого, чем отношения. Нет ничего более драгоценного. Самая дорогая вещь дешевле отношений. Как говорил Ремарк, «Все, что можно получить с помощью денег, - дешевое». Отношения дорогие.
Дух, который наполняет нас и наши отношения, предельно самостоятельный, своевольный. Он дышит, где хочет. Когда хочет, приходит, и так же уходит. Мы не можем удержать Его, присвоить. Есть Он – есть духовность, нет Его – ничего не поделаешь.
Когда люди говорят о христианах как о духовных, я не знаю, плакать мне или радоваться. Потому что если за нами не замечают Духа, мы делаем что-то не так, мы отвлекаем внимание людей от самого главного.
Итак, духовность – это проявление Духа в отношениях человека к себе, другим, миру, Богу. «Проявление» означает, что нечто духовное, невидимое, божественное, становится заметным для людей. Можно использовать и более привычное для богословов слово – воплощение. Бесплотное становится плотью, обретает узнаваемые материальные очертания, становится доступным для вопросов и контактов.
Быть духовным – значит позволить Духу действовать в нас, изменяя мир отношений, делая Бога зримым, воплощенным, проявленным.
В этом смысле можно согласиться с Паулем Тиллихом, что Бог как Дух – не особая реальность, но глубина нашей реальности. Духовность – особое измерение реальности, глубина жизни, подлинность отношений, чистота мотивов, благость мира.
Мир духовен, потому что создан и поддерживается, дышит и наполняется Богом. И наша задача как христиан сделать эту духовность видимой, проявить ее в максимальной мере, насытить ей наши жизни и наши отношения.
Как это сделать? Прежде всего, принимая духовность мира и истории, благодаря Бога за присутствие Духом здесь и всюду, в прошлом, настоящем и будущем. Мы можем и должны понять духовность как ориентированную на будущее. Духовность дает нам возможность жить свободно, творчески, смело, доверяясь Богу. Духовность связана не столько с каноническими образами прошлого, сколько с вдохновением для будущего.
Духовность пронизывает собой время и пространство – телесное, историческое, культурное, личное, общественное. Для духовного христианина нет недуховных сфер. Мы можем видеть культуру как язык Бога, воплощенные образы бесплотного Духа. Мы можем чувствовать духовность тела. Мы можем переживать прикосновение Духа среди социальных волнений.
Но чтобы чувство Духа и духовные чувства развивались, их нужно практиковать, нужно строить сообщества практикуемой духовности. Я не думаю, что Евангелие заключается в том, чтобы каждого человека сделать духовным. Дух пронизывает наши отношения и создает из нас сообщество, мы ищем Церкви, чаем Царства. И не только, везде, в каждой встрече с любым человеком мы видим Бога между нами. Духовность – это особый режим видения и жизни, когда мы видим жизнь, наполненной Духом, и сами наполняемся Им. Тогда мы начинаем искать в жизни то, что указывает нам на Бога, что соединяет с Ним, что одухотворяет и вдохновляет. Что увлекает меня к глубине? Что отрывает взгляд от земли? Что возвышает? От чего горит мое сердце? Как Бог говорит через обыденные и профанные вещи? Как Он присутствует здесь? Как я и мои отношения с ближними должны измениться в свете Его присутствия? Духовность – об этом.
Итак, сегодня, когда мир становится все более враждебным христианству, нам предстоит заново открыть то, что было известно нашим отцам веры – мы странники и пришельцы, мы нездешние. Но мы не в изгнании, мы в послании. Мы не духовные против мира, мы ищем духовной глубины внутри жизни. Мы не закрываем нашего Бога в церкви, но ищем Его, чтобы быть вместе с Ним, всегда и везде, здесь и сейчас.
Комментариев нет
Отправить комментарий