-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

Реформация Церкви и реформация образования

Комментариев нет

За последний год мне не один раз приходилось слышать вопросы: а что Реформация предложила в области науки, экономики, искусства, образования, политики? Всякий раз я испытывал замешательство по одной простой причине: Реформация не готовилась как план с обдуманными задачами и предложениями. Реформация церкви не обязательно предполагала последовательность других реформаций, преобразования других сфер. Как верно замечает социолог Вольфганг Шлухтер, «Это было скорее непреднамеренным результатом сознательного действия в религиозной сфере. Т.е. в основании этого «духа» лежали ценностно-рациональные ориентации» (6, 266). Иными словам, здесь не стоит искать расчет или план. Здесь нужно искать, говоря словами социолога,  новые «ценности», но я предлагаю увидеть здесь даже большее - импульс духа или событие духа, которое происходит с нами, меняет нас, а затем и мир вокруг.
Влияния Реформации в названных сферах были результатами духовной революции, иногда результатами непреднамеренными и неожиданными, противоречивыми и трагичными.
И все же, образование и наука – это та сфера, где влияние Реформации ощущалось и ощущается даже недоброжелателями. Реформация начинается с университетского профессора. Уже один этот факт обязывает нас задуматься глубже о связи между Реформацией как импульсом и отголосками в образовании. Примечательно замечание Ярослава Пеликана: “Мартин Лютер не выступал как политический или церковный деятель, он выполнял свои обязанности как деятель академический, когда 31 октября 1517 года выпустил свои 95 тезисов, приглашая (или провоцируя) своих коллег и всех желающих принять участие в дискуссии “относительно силы индульгенций”. За несколько лет до того он уже наметил главное направление рефоматорского учения, подготовливая и читая лекции в Виттенбергском университете” (11, 36)[1].
Очевидно, что в этих события история образования и история церкви сходятся так, что Реформация влияет на гораздо большее, чем церковные или образовательные сферы, она определяет и дух, и способ нового мышления. Напомню, что среди базовых европейских ценностей социологи выделяют специфическую, практически ориентированную рациональность. И переломный момент в ее генеалогии совпадает по времени с Реформацией, когда «Было введено воспитание, которое радикально изменило отношение к профессиональному труду. Профессиональная деятельность, прежде всего профессиональный успех, обрела религиозную основу. То, как шли дела в повседневности профессионального труда, вдруг стало значимым для спасения» (6, 268).
Раньше призвание выводило за пределы мира, сейчас оно осуществлялось в преобразовании мира. Соответственно, задачей образования становится подготовка к осознанной реализации призвания внутри мира.
Об этом переломе в христианской культурной традиции печалуется Новалис. В своем знаменитом эссе «Европа и христианство» он говорит о гибели высокого католицизма и пришествии протестантского прагматизма: «Увядает прекрасный цветок его юности — вера и любовь, и уступает место более грубым плодам — знанию и собственности» (10).
То, что для романтиков кажется ругательными словами – «знание и собственность», - для новой эпохи становится главным содержанием. Доступные знания и личная собственность – основа новоевропейской цивилизации. И здесь связь университета и рынка, аудитории и цеха далеко не случайна..

Продолжение следует



[1] «Я вовсе не хотел этого делать и не хочу сейчас, - говорил он в 1530 году, поясняя, как стал реформатором, - я был вынужден занять эту позицию, когда вопреки собственной воле стал доктором Священного Писания (в 1512 году). С тех пор я, как доктор в общественном свободном университете, стал по указанию Папы и императора делать то, что должен делать доктор, распространяя Писание по всему миру и научая всех. Если я оказался на этой должности, я должен на ней оставаться и не могу отречься ее или оставить с чистой совестью» (11, 36-37).

Комментариев нет

Отправить комментарий

no