Приятно думать, что не все чудеса закончились, что не все тайны открылись, что Бог оставил достаточно сюрпризов и на наши поколения.
Апостол Петр применяет пророчество Иоиля к своему времени (Деян. 2), поскольку для него это были действительно «последние дни».
Наши дни еще более «последние», поэтому мы вправе применять пророчества к своему времени. И мы делаем это достаточно часто, так что пророчество Иоиля продолжает сбываться, а многие тайны продолжают открываться, включая в себя все новые народы, культуры и времена.
Это величайшее чудо Библии – данное через нее откровение Божье применимо ко всем без исключения.
Все пророчества принадлежат нам в не меньшей степени, чем древним народам и прошлым эпохам.
Более того, последующие поколения имеют определенное преимущество – им яснее смысл пророчеств и понятнее Божья тайна.
Апостол Павел пишет о тайне, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками» (Еф. 3:5-6).
Иными словами, ранее Бог мыслился Богом евреев, затем Богом христиан. Но это наше представление о Нем. Сам же Он хочет сделать «сонаследниками» и всех прочих, т.е. всех «язычников».
Язычники – это все прочие, все «не наши». Но Бог хочет сделать их Своими.
Он задумал вселенское примирение и хочет, чтобы мы в этом участвовали: «Открыв нам тайну Своей воли… дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9-10).
Увы, чаще всего мы не можем вместить эту тайну, она превосходит наше понимание и самую широкую широту нашего сердца.
Мы едва можем вместить себе подобных, но всех «язычников» - никак. Зачем Бог отравляет нам вечность, спасая всех «не наших»? Что мы будем делать вместе? Способны ли мы выдержать такое соседство?
Мы задаем эти вопросы и воображаем себе такой рай, в котором для себя отведем лучшее место, а для «язычников» - резервации
Но у Бога Свой план и мы не попадем в рай раньше, чем согласимся разделить его со всеми «язычниками» - страшными, странными, раздражающими, грешными.
Я думаю, что настоящим духовным переворотом для того же апостола Павла было не столько «обращение в христианство», сколько откровение этой тайны – предельно широкого замысла Божьего, примиряющего и соединяющего «своих» и «чужих».
Умом это не понять. Поэтому апостол признается, что эта тайна была возвещена ему сверхъестественным образом: «Мне через откровение возвещена тайна» (Еф. 3:3).
Но мы можем приблизиться к пониманию этой тайны через записанные свидетельства Павла и других «святых Апостолов и пророков»: «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» (Еф. 3:4).
Т.е. мы приобщаемся к тайне прежде всего через историю деяний апостольских, через расширяющуюся миссию церкви в мире. А далее мы становимся агентами этой тайны, приобщая к ней других, деля чужих своими, делая дальних близкими.
Поэтому Павел не только открывает нам смысл тайны, но и призывает «Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны» (Еф. 3:9).
Итак, тайна в том, что Бог вмещает всех, примиряя с Собой во Христе. А мы? Кто для нас остается «чужим»? Кого мы считаем безнадежным «язычником»? До тех пор, пока мы кого-то исключаем из тайны Божьей, мы не способны понять ее и войти в нее.
Сегодня мы видим новых «язычников», которые маршируют по нашим улицам, проповедуя свое понимания любви и толерантности. Сегодня самая популярная тайна – «тайна беззакония». Сегодняшний мир достоин наказания куда больше, чем Содом и Гоморра.
И все же «богатство Христово» таково, что его хватит на наши поколения вплоть до скончания века. Мы призваны вкусить Его благость и провозглашать Его щедрость здесь и сейчас.
Я верю, что последние дни не будут худшими, напротив, они еще больше откроют нам «неисследимое богатство Христово». Если так, то мы призваны не ругать и проклинать, но «благовествовать язычникам» - новым атеистам, старым исламистам, православным сталинистам, всем …истам, трансгендерам и мутантам, «всем дальним, кого ни призовет Господь, Бог наш» (Деян. 2:39). Если эта тайна вместила нас, то мы не вправе исключать никого.
Апостол Павел называет себя «наименьшим», которому дана благодать благовествовать язычникам» (Еф. 3:8). Почему он наименьший? Потому что не видел Христа воочию, как другие апостолы. Потому что знал Его меньше всех. И потому что гнал Его больше всех. Именно такого Бог выбрал.
Сегодня мы «наименьшие», потому что от Христа во плоти нас отделяет дистанция в две тысячи лет. И потому что грешим больше предыдущих поколений.
Но раз мы самые «меньшие» и «дальние», мы больше всех должны удивляться и радоваться Божьей щедрости, лучше всех понимать «тайну Его воли» и благовествовать Его «неисследимое богатство».
Комментариев нет
Отправить комментарий