«Содом и Гоморра!». Мы слышим это почти везде. Люди возмущаются и ругаются. Они не помнят,
откуда эти слова взялись, что за история за ними стоит.
Но интуитивно они схватывают определенные смыслы: мир
катится в пропасть, безнравственность становится всеобщей, все вот-вот
погибнет.
В наши дни стало привычным называть Содомом и Гоморрой
современный мир, враждебный к христианству и его ценностям. И главными
«содомитами» видятся ЛГБТ-сообщники, а также разные "гуманисты" и "постмодернисты", "либералы" и "либералисты".
В этом есть своя доля правды.
Но то, что мы читаем в книге Пророка Исаии относится
вовсе не к миру, а к нам, народу Божьему.
Я напомню, что это видение Исаии – об «Иудее и
Иерусалиме» (Ис. 1:1).
И вдруг мы слышим: «Слушайте слово Господне, князья
Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис. 1:10).
Мы сбиты с толку: где Содом и Гоморра, разве они не
погибли? При чем здесь мы, Твой избранный народ?
Но если мы читаем дальше, мы начинаем понимать, о ком
идет речь:
«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я
пресыщен... не хочу... Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не
носите больше даров тщетных... отвратительно для Меня... праздничных собраний не могу терпеть:
беззаконие — и празднование!.. праздники ваши ненавидит душа Моя... когда вы
простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши,
Я не слышу: ваши руки полны крови» (Исаия 1:10-15).
Бог называет Содомом и Гоморрой Свой народ, который приносит
жертвы и соблюдает праздники, умножает моления и дары, но в остальном мало чем
отличается от других грешников и даже превосходит их в лицемерии и цинизме.
Бог открывает Исаии настоящую карту, правдивую картину
мира, на которой Иерусалим и Иудея переименованы в Содом и Гоморру и ожидают
подобающей участи.
И это жестокая правда, это страшное пророчество. Ведь окруженные
врагами иудеи считали, что Содом и Гоморра – это мир вокруг, что Бог накажет
чужих, что Он на нашей стороне.
Но Исаия показывает, что Содом и Гоморра не вне, а
внутри. И Бога гневит не столько грех чужих, язычников, сколько преступления и
неверность своих, знающих Его.
Нет ничего печальнее Иерусалим, который незаметно стал
Содомом. Нет ничего печальнее христианства, которое кроме названия ничуть не
лучше «Гоморры»
Бог скорбит о такой подмене. Словами срам не прикроешь. Святая
столица – блудница. Живут в ней – убийцы. Князья народа – законопреступники,
воры, мздоимцы, обидчики вдов и сирот.
Всюду следы порчи, коррупции, разложения. Серебро стало
изгарью. Вино разбавлено. Избранные и любимые Богом превратились в Его противников
и врагов.
Так история Содома и Гоморры перестается быть просто
историей и становится обличением Божьего народа, грозным пророчеством.
Содом и Гоморра – это не о них, это он нас.
Но как и всякое слово от Бога, пророчество Исаии несет в
себе не только обличение и предупреждение, но также призыв к покаянию и добрую
надежду.
Иерусалим, а с ним и вся Иудея, могут очиститься. Огонь
не всегда уничтожает, при покаянии и смирении он очищает и обновляет.
«И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя
примесь, и отделю от тебя все свинцовое; и опять буду поставлять тебе судей,
как прежде, и советников, как в начале; тогда будут говорить о тебе: «город
правды, столица верная» (Исаия 1:24-26).
Когда Иерусалим вновь станет Иерусалимом, народ будет
бежать из Содома и Гоморры. Не нужно будет ругать и проклинать, нужно будет
принимать и спасать.
В центре Божьего замысла – не Содом и Гоморра, но
Иерусалим. И наши частые ругательства о «Содоме и Гоморре» - не от большой
мудрости.
Бог призывает Свой народ не к войне против Содома и
Гоморры, но к внутреннему очищению. У нас достаточно своих грехов, не меньше
чем у «них». И суд начинается с нас. Поэтому мы рискуем погибнуть первыми.
Может быть поэтому Исаия не растрачивает внимание на происходящее
в мире, он обращается исключительно к Божьему народу: «Омойтесь, очиститесь;
удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать
добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за
вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь... если же отречетесь и
будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1:16-20).
Одним словом, Исаия передает последнее предупреждение
Бога Своему народу: «Перестаньте быть Содомом, называясь Иерусалимом! Будьте
Иерусалимом по названию и по жизни, по религии и по сердцу, по словам и по делам!».
То, что нам действительно нужно – не искать и не ругать Содом
и Гоморру вокруг себя, но омыться и очиститься самим , делать добро, искать
правды, защищать, спасать, вступаться.
Чтобы на устах у нас и у всех людей мир был не Содом, но
Иерусалим, «город правды и столица верная».
Комментариев нет
Отправить комментарий