Когда обычные люди ругают своих слабых царей и проклинают жестоких завоевателей, пророк приглашает их посмотреть глубже и увидеть за происходящими событиями Бога, драму Его отношений с избранным народом и даже больше – вселенский Божий план относительно человека и человечества.
Вместо того, чтобы спрашивать – что и почему делает тот или иной царь, стоит спросить о другом – что делает Бог через того или иного царя.
Когда цари Израиля и Иуды перестали слушать своего Бога, Он избрал для Своих целей более послушные инструменты. Чужие цари учили народ Божий не мыслить о себе высоко и не полагаться на своих дешевых идолов.
Исаия не называет помазанником никого, ни одного своего царя, кроме чужака Кира. Этот царь из далекой земли удостоился особой чести быть помазанником Божьим, с которым Господь разговаривает как с личным помощником:
«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства» (Ис. 45:1-3).
Господь не просто отдал Киру силу и власть над земными царствами, Он использует Кира в строго определенных целях. Он хочет, чтобы люди – Его избранный народ и «все концы земли» - кое-что поняли. Он хочет, чтобы и сам Кир понял главное в этой истории –
«дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного» (3-6).
Бог назвал Кира по имени – то есть дал этому язычнику особое призвание, личную роль. Бог открылся Киру как «Бог Израилев», но так же как Бог всех народов «от восхода солнца и от запада», перед Которым «преклонится всякое колено» (23).
Бог назвал, взял за руку, препоясал, пошел впереди. Бог показал Себя Господином истории - личной, народной, всемирной.
Он призывает приблизиться «всех, уцелевших из народов», отказаться от мертвых идолов, «которые не спасают» (20). Он призывает всех и ждет нашего ответа, нашего обращения: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (22).
Кир впервые услышал, как говорит Бог. До тех пор он говорил с идолами, но они не отвечали. Но теперь он услышал голос Бога Израилева, Которого совсем не знал. И теперь царь знает, что кроме множества немых идолов есть живой Бог, Который знает все наперед и с Которым не стоит спорить, Которому лучше служить послушно и преданно. Теперь не только Израиль, но и весь мир будет знать об этом живом Боге – Называющем нас по имени, Приглашающем и Спасающем.
Интересно, что бы изменилось в нас, если бы мы однажды явно услышали, как Бог Авраама, Исаака, Иакова обращается к нам по имени и приглашает сыграть особую роль в Его истории? Приняли бы мы эту роль? Были бы мы послушными и скромными в этой роли?
Комментариев нет
Отправить комментарий