Закончился земной путь Романа Леонидовича Носача. Его не хватает уже сейчас. Улыбки, голоса, поддержки, рассудительности.
Для меня Роман был старшим другом. Нас разделяло многое: возраст, километры, война, церковная политика. Но не разделило. Он оставался верным нашей дружбе, был одним из немногих, кого принимали и ценили по разные стороны фронта. Социальные сети наполнены добрыми свидетельствами его друзей из разных стран и народов. Он соединял, не разделял.
А ещё я знал Романа как издателя. Он основал издательство «Мирт» и выпускал одноименную газету. Каждая книга и статья были для него личным делом. Он знал большинство авторов лично.
Работая в конце 1990-х в библиотеке Донецкого христианского университета, я брал в руки «миртовские» книги с трепетом и восторгом. В Евразии то было время христианского книжного ренессанса. Роман сыграл особую роль в развитии книжной культуры в среде евангельских христиан. Он не печатал всё подряд. Он сам читал, что печатал, задавал новый стандарт качества. А ещё он показывал собой новый стиль жизни, жизни человека читающего.
Он великодушно принял к публикации мою статью о христианской интеллигенции, первую в знаковом и массовом христианском издании. Мои мысли были запутанными, наивными, незрелыми. Слова – будто из топора. Но главный редактор дал мне дорогу и даже прислал гонорар. С тех пор Петербург стал родным, потому что там был «Мирт», там был Роман Носач.
Для книголюбов он был личностью легендарной. В то же время, оставался простым в общении. Занятым, но доступным. Целеустремлённым, но без спешки. Увлечённым своим делом, но внимательным к другим людям и их интересам.
При всём уважении к его издательской деятельности, нужно сказать, что центром жизни Романа были не книги, но Церковь. Книги служили Церкви, её нуждам, росту, миссии. При этом Роман оставался независимым от церковной политики. Он никогда не был членом церковных партий и участником «священных войн». Он был выше этого.
Отмечая его независимость в суждениях и публичной позиции, я не могу не сказать о его интеллектуальной смелости. Он печатал тексты, за которые мог жестоко поплатиться, и делал это сознательно. Без провокаций и эпатажа, взвешивая спокойно и рассудительно все «за» и «против», он давал место смелым и правдивым голосам. Потому что сам был смелым и правдолюбивым.
Сотрудничая с Романом на протяжении двадцати пяти лет, я мало задумывался о названии основанного им издательства. Сейчас, на фоне мрачной ситуации в его родной стране и церкви, мне стал ясно виден пророческий характер его служения. Он сеял в будущее, ожидая, когда «вместо крапивы возрастет мирт» (Ис.55:13).
Когда же вырастет мирт? Мы не знаем. Но, полагаясь на Божьи обетования, мы уверены, что это обязательно будет. В этой перспективе наш скромный и чаще всего неблагодарный труд словами и делами, статьями и книгами, проповедями и молитвами обретает смысл и влияние. Слава Богу за добрый пример Романа Леонидовича. Наше же дело – продолжать его труд.
Комментариев нет
Отправить комментарий