Вера и жизнь, 2024, №4
Иисус был популярным учителем. Он остаётся таким и сегодня. Люди с интересом читают, обсуждают и цитируют Его учение. Даже совсем неверующие или представители других религий согласны в том, что Иисус учил важным истинам и Его слова стоит воспринимать серьёзно.
Но всё дело в том, что Иисус был больше, чем Учитель. Учителей редко распинают. Распинают претендентов на власть. Поэтому над головой распятого Иисуса повесили надпись: «Царь иудейский».
Он претендовал на власть, на власть верховную. Он проповедовал о Царстве Божьем, которое приходит на смену царствам земным и которое будет вечным. Эти заявления не могли не беспокоить императора и его слуг, в том числе зависимые от власти религиозные элиты. Они-то уж прекрасно понимали, о чём идёт речь. Но им не хватало компромата, откровенных признаний Иисуса, чтобы обвинить Его в подготовке мятежа и захвата власти.
Однажды они подошли к нему с красивым предисловием: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божьему учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо» (Мф. 22:16). Но затем последовал очень каверзный вопрос: «Итак, скажи нам, как Тебе кажется: позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (22:17). Вопрос ставил в тупик: если Иисус поддержит налоги в казну оккупантов, то потеряет поддержку народа; если же осудит поборы населения, то станет личным врагом императора (кесаря).
Ответ Иисуса удивляет не тем, что разоблачает лукавые намерения задающих вопрос и подтверждает мудрость Учителя. Ответ удивляет тем, что показывает бессмысленность вопроса. «Иисус, видя лукавство их, сказал: „Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которой платится подать“. Они принесли Ему динарий. И говорит им: „Чьё это изображение и надпись?“ Говорят Ему: „Кесаря“. Тогда говорит им: „Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу“» (Мф. 22:18–21).
Подосланные провокаторы хотели столкнуть Иисуса с императором как соперников в претензиях на власть. Но Иисус ответил так, что всем стало ясно, насколько власть императора ограничена по сравнению с властью Бога.
На римском динарии тех лет был изображён император Тиберий Цезарь Август. Монета чеканилась властью императора и прославляла его как верховного жреца римской религии (Pontifex Maximus).
Советуя отдавать «кесарево кесарю», Иисус ограничивает притязания императорской власти: отдайте ему нужную часть его же денег, но не более того. То есть императору принадлежит далеко не всё, и отдавать ему нужно лишь то, на что он вправе претендовать. Иисус не отрицает власть императора, не свергает его, но ставит на место.
«Кесарево – кесарю» означает повиновение земной власти для обеспечения некоего порядка. Каждый вносит свой вклад в строительство дорог, содержание чиновников, благополучие общества. Можно спросить: а как насчёт армии и войн, коррупции и несправедливости? Это отдельная тема. Не всегда налогоплательщики посвящены в то, как и на что тратятся их деньги, поэтому основная ответственность ложится на тех представителей власти, которые эти деньги расходуют. Главное здесь другое: Иисус «приземляет» императора, ограничивает, минимизирует его власть.
Что же означает «Божие – Богу»? Это не какая-то часть, оставшаяся после того, как императоры и цари забрали себе самое ценное. Разве не всё принадлежит Богу? Разве император с его монетами не принадлежит Богу? Иисус оставляет людей с этими вопросами.
Слова нашего Учителя и Царя указывают на контраст между ограниченной властью людей и неограниченной верховной властью Бога. В его вопросе: «Чьё это изображение?» есть ирония. Кто он такой, этот император Тиберий? Что он о себе думает? На что претендует? На что он реально может претендовать? Он всего лишь человек. Он не Бог. Не путайте и не сравнивайте!
В этом вопросе Иисуса есть также отсылка к важной истине, которую хорошо знали все иудеи: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Исследователи Библии говорят, что «по образу» значит «в качестве образа», «как образ».
Мы созданы не по образцу Бога, а как образ Бога, чтобы служить Ему, представлять Его, управлять миром от Его имени. Очевидно, Бог желает, чтобы человек понимал свою несамостоятельность. Это должны знать простые и знатные, бедные и богатые, иудеи и римляне. У каждого из нас есть доля власти, но эта власть ограничена и приземлена земными делами. Природа нашей власти связана с тем, что мы сотворены Богом как Его слуги, а не самодержцы.
Там, где люди видят изображение своих царей или себя как царей, Бог видит больше – Он видит и хочет, чтобы мы видели Его изображение, образ, печать, знак. Мы все, включая императоров, сотворены Богом, поэтому не только наши монеты, но и мы сами принадлежим Ему. И эта подотчётность, подвластность Богу освобождает нас от рабства перед людьми.
Помни: над человеческой душой никто, кроме Бога, не властен, потому что ты – Его образ.
Увы, в изображении на монете фарисеи увидели кесаря, а должны были увидеть человека как творение Божье, образ Божий. Тогда всё стало бы на свои места.
А что видишь ты вокруг, в других, в себе? Чьё изображение? Чью печать, чью собственность, чью власть?
Можешь ли ты назвать Иисуса не только Учителем, но и Царём? И как должна измениться твоя жизнь после этого?
Комментариев нет
Отправить комментарий