Хочу задать два вопроса, которые обычно задаются отдельно и мало связываются. Что мы можем сделать такого, что было бы приятно Богу? Что мы можем сделать такого, чтобы наше будущее сложилось наилучшим образом?
Первый вопрос мы задаем не так уже и часто. А вот о втором думаем постоянно. Но человек верующий должен понимать, что на второй вопрос нельзя ответить без ответа на вопрос первый. Если мы верим, что Господь – наш Творец и Царь, то нет ничего важнее, чтобы подчиниться и служить Ему, и тогда, и только тогда, нам будет хорошо. Иными словами, нам не стоит беспокоиться о своем будущем, нам нужно думать о другом: как сделать свою жизнь приятной, угодной для Бога, а Он уж позаботится о нашем будущем самым лучшим образом.
И здесь мне вспоминаются слова пророка Самуила, обращенные к первому израильскому царю Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство» (1 Царств 15:22-23).
Неужели послушание так важно? Неужели грех непослушания так же страшен как грехи колдовства и идолопоклонства? Для нас, людей двадцать первого века, ценность послушания сомнительна, мы с детства привыкаем к непослушанию и даже оправдываем его, превращая в «ценность» современной культуры. Для наших современников послушание – неинтересное, непопулярное, раздражающее слово. Но для Бога нет ничего приятнее нашего послушания. И если мы связываем свое будущее с Богом, нам стоит быть послушными Ему, а не этому миру.
Мир учит, что каждый из нас царь самому себе. А царь не должен никого слушаться, слушаться должны его. Так было с царем Саулом. Он поступил по-своему: выполнил повеление Божье частично, насколько это было выгодно ему. Часть добычи захватил, часть врагов оставил в живых. Зачем уничтожать, как было приказано? Можно ведь лучшую часть добычи взять себе. А пленников можно потом выгодно продать или использовать при переговорах.
Но пророк Самуил ставит царя на место. Никто, даже недавно поставленный царь, не смеет оспаривать или игнорировать повеления Господни. Их нужно выполнять, а не обсуждать. Никакой логикой нельзя оправдать непослушание. Итог непослушания Саула ужасен: «за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём» (1 Царств 15:23).
Очевидно, что за непослушанием Саула стояло желание покомандовать:
«ведь я же царь, в конце концов!», а также опасная наивность думать, будто с Богом можно договориться: «лучше часть взятой добычи мы отдадим в жертву Тебе!».
Саул думал, что может позволить себе частичное послушание, но Бог называет это «почти полное» послушание непокорностью и противлением. Саул думал, что может искупить своеволие щедрой жертвой, но Бог отверг ее и его самого.
Разве мы не ведем себя в повседневной жизни как «цари»? Разве мы не сделали частичное послушание своей постоянной практикой? Разве мы не спорим с Богом: «Нет, я почти все сделал, я почти послушался, просто внес кое-какие изменения в Твой, Боже, план… Так ведь будет лучше и Тебе и мне»? Разве мы не приносим жертвы, чтобы далее с успокоившейся совестью продолжать эту же греховную практику своевольного «царствования»?
Нам так хочется торжественно отбыть службу в церкви или что-то сделать в качестве «служения», чтобы потом вернуться к обычной жизни. Нам так приятно отсыпать Богу часть денег, заработанных нечестным путем у каких-то амаликитян или халдеев. Но все это не для того, чтобы сделать Богу приятно, а чтобы успокоить себя тем.
Но пророк Самуил говорит, что Богу такие «жертвы» вовсе не приятны. Ему приятно послушание. Без оправданий, оговорок, хитростей, компромиссов. Богу приятна полнота нашей отдачи, подчинения, послушания. Его не устраивает частичность, когда в одной половинке сердца устроен жертвенник Ему, а в другой половинке капище идолам.
Но полнота послушания нужна и нам самим. Для нашего будущего послушное сердце важнее самого геройского поступка, самого важного служения и самого большого пожертвования. Казалось бы, Саул все сделал почти так, как нужно. Подумаешь, пожалел Агага. Но для тех, кто читает Библию внимательно, хорошо известно, как потомки Агага будут мстить Израилю. Аман Агагитянин станет угрозой Иудеям во время Есфири и едва не погубит целый народ. Кстати, его черное дело живет и доныне. Если бы Саул послушался полностью, было бы хорошо и ему, и его потомкам, а так мы все пожинаем последствия его «царского» своеволия. Если Бог сказал уничтожить все, нужно было уничтожить ВСЕ.
Вернусь к двум вопросам. Чем ты стараешься угодить Богу? Чем ты стараешься обеспечить себе лучшее будущее? На эти два вопроса должен быть один ответ. Что бы ты ни пробовал, послушание лучше. Это проверено моей жизнью. Не веришь? Не пробовал? Испытай на себе и расскажи другим: нет ничего лучше послушания.
Комментариев нет
Отправить комментарий