Главная
Без ярлыка
БЫТЬ ЧАСТЬЮ
вторник, сентября 28, 2010
Просматривая фильм о преследованиях отделенных баптистов в СССР, я почувствовал себя частью это почти забытой истории. Истории, которая уходит сквозь века к началу евангельского христианства, всегда гонимого, всегда бескомпромиссного, революционного. Многое теперь кажется крайностью, фанатизмом, сектантством. Отчасти, тем оно и было. Но в евангельском радикализме наряду с крайностями были также сильный дух, сплоченное братство, неподкупная верность. Думается, Бог многое прощает, когда есть главное – желание следовать за Ним, куда бы этот путь не вел; когда есть любовь, не считающаяся с жертвами.
Смотрю на фотографии верующих советских лет – простые лица, но светлые. Люди не имели доступа к образованию, но милостью Божьей получали высшую мудрость. Лишь сегодня начинаем это ценить – знаний много, дипломов, книг, а света мало, мудрости – дефицит.
Я высказывал много критических замечаний о советском баптизме. В большинстве своих проявлений он оказался тупиковым направлением – не смог вырасти в мощное евангельское движение, так и остался контркультурным, сектантским. «Отделенные» баптисты научились сражаться с безбожным режимом, но после окончания войны мирной жизнью жить так и не научились, оружие обратили на своих же христиан. Религиозное диссидентство, как и политическое, не смогло воспользоваться новыми возможностями эпохи свободы, потерялось в большом мире и, потерявшись, закрылось в своем мире, малом.
Но если смотреть не на сам этот мир – малый и закрытый, а на христианство в его вселенском масштабе, то все эти движения вполне вписываются в историю церкви, в которой всегда были церкви и секты, конформисты и радикалы, либералы и фундаменталисты. История советского времени должна быть частью истории всемирной. Лишь тогда можно быть спокойным – в таком масштабе гасятся наши крайности, выравниваются перегибы, компенсируются недостатки. Бог управляет историей церкви, поэтому допущенные нами ошибки Он снисходительно исправляет. Эту истину – быть частью большой истории - я понял уже давно, а потому смотрю на своих братьев-фундаменталистов без осуждения. Но есть и другая истина, о которой я задумался лишь сейчас.
Обращаясь к истории советской евангельской церкви, я ощущаю в себе новое чувство – принадлежность это малой традиции, малой истории. Я вправе критиковать образ жизни церкви, в которой вырос, но лишь потому вправе, что являюсь ее частью. Если я отделяю себя от нее, то мне закрывается ее целостный образ, и я вижу все лишь в негативе. Быть частью малой истории – значит принимать с благодарностью то, чем одарил меня Бог в этой традиции, не быть слишком строгим. Это означает также ответственность – продолжить дело тех, кто в бедности и необразованности служил церкви. История ведь не только знание о предках, но также их завет, запечатанное письмо, тихий голос, обращенные к нам.
БЫТЬ ЧАСТЬЮ
От
chmn
2 комментария
Просматривая фильм о преследованиях отделенных баптистов в СССР, я почувствовал себя частью это почти забытой истории. Истории, которая уходит сквозь века к началу евангельского христианства, всегда гонимого, всегда бескомпромиссного, революционного. Многое теперь кажется крайностью, фанатизмом, сектантством. Отчасти, тем оно и было. Но в евангельском радикализме наряду с крайностями были также сильный дух, сплоченное братство, неподкупная верность. Думается, Бог многое прощает, когда есть главное – желание следовать за Ним, куда бы этот путь не вел; когда есть любовь, не считающаяся с жертвами.
Смотрю на фотографии верующих советских лет – простые лица, но светлые. Люди не имели доступа к образованию, но милостью Божьей получали высшую мудрость. Лишь сегодня начинаем это ценить – знаний много, дипломов, книг, а света мало, мудрости – дефицит.
Я высказывал много критических замечаний о советском баптизме. В большинстве своих проявлений он оказался тупиковым направлением – не смог вырасти в мощное евангельское движение, так и остался контркультурным, сектантским. «Отделенные» баптисты научились сражаться с безбожным режимом, но после окончания войны мирной жизнью жить так и не научились, оружие обратили на своих же христиан. Религиозное диссидентство, как и политическое, не смогло воспользоваться новыми возможностями эпохи свободы, потерялось в большом мире и, потерявшись, закрылось в своем мире, малом.
Но если смотреть не на сам этот мир – малый и закрытый, а на христианство в его вселенском масштабе, то все эти движения вполне вписываются в историю церкви, в которой всегда были церкви и секты, конформисты и радикалы, либералы и фундаменталисты. История советского времени должна быть частью истории всемирной. Лишь тогда можно быть спокойным – в таком масштабе гасятся наши крайности, выравниваются перегибы, компенсируются недостатки. Бог управляет историей церкви, поэтому допущенные нами ошибки Он снисходительно исправляет. Эту истину – быть частью большой истории - я понял уже давно, а потому смотрю на своих братьев-фундаменталистов без осуждения. Но есть и другая истина, о которой я задумался лишь сейчас.
Обращаясь к истории советской евангельской церкви, я ощущаю в себе новое чувство – принадлежность это малой традиции, малой истории. Я вправе критиковать образ жизни церкви, в которой вырос, но лишь потому вправе, что являюсь ее частью. Если я отделяю себя от нее, то мне закрывается ее целостный образ, и я вижу все лишь в негативе. Быть частью малой истории – значит принимать с благодарностью то, чем одарил меня Бог в этой традиции, не быть слишком строгим. Это означает также ответственность – продолжить дело тех, кто в бедности и необразованности служил церкви. История ведь не только знание о предках, но также их завет, запечатанное письмо, тихий голос, обращенные к нам.
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Хорошая статья, многие мысли созвучны с Д.Робинсоном в книге "Быть честным перед Богом".
ОтветитьУдалитьВениамин, не думал, что это уведет к Робинсону)) Я люблю его книгу, но это несколько другая тема. Хотя интересно, что неожиданно мысли из разных дискурсов оказываются созвучными...
ОтветитьУдалить