no
4/Вера/slider

В Киеве открылась сессия Института повышения квалификации для руководителей духовных учебных заведений евангельских церквей

16 комментариев

5 октября в Украинской семинарии евангельского богословия открылась сессия Института повышения квалификации для руководителей учебных заведений евангельских церквей. Инициатор этого проекта - OCI Institute for Excellence, международная организация, специализирующаяся на консультативной помощи протестантским школам развивающихся стран. В Восточной Европе сессии Института проходят уже шестой раз. Целевая аудитория – ректоры, преподаватели, пастора церквей. Тема нынешней сессии – «Взаимоотношения между семинарией и церковью».
Актуальность темы очевидна на фоне опустения протестантских семинарий – церкви не готовы отправлять молодежь на учебу, опасаясь отрыва от служения и увлечения богословским либерализмом.
Внимание международных организаций к ситуации в богословском образовании Украины и других постсоветских стран вовсе не праздный интерес. За последние двадцать лет были инвестированы десятки миллионов долларов в развитие образовательной инфраструктуры церквей, но результаты оказались не соразмерными затраченным ресурсам. Поток абитуриентов иссяк, преподаватели разошлись в поисках более свободной и развивающей профессиональной среды, богословие оказалось ненужным для церквей, а выпускники-богословы - безработными.
О новых путях развития богословского образования, о переориентации школ в изменившихся условиях говорили богословы и религиоведы Роман Соловий, Сергей Санников, Федор Райчинец, Михаил Черенков, Тарас Дятлик; ректоры Петр Мицкевич, Геннадий Пшеничный, Алексей Мельничук, Анатолий Глуховский, Владимир Шемчишин, Виктор Григоренко. Основной тенденцией времени была названа продолжающаяся маргинализация протестантизма на фоне налаживания отношений государства с титульными религиями.
Неожиданным для большинства участников гостем оказался епископ Сергей Ряховский, член Общественной палаты при президенте Российской федерации. Епископ известен своими украинофобскими высказываниями и нескрываемой симпатией к государственно-церковным симфониям. Он призвал забыть о революциях и готовиться к последовательной эволюции церкви и духовного образования в русле государственной политики и общественных настроений.
Общим настроением участников сессии стала обеспокоенность разобщением церквей и учебных заведений, оттоком интеллигенции из церкви, несоответствием традиционных богословских диспозиций и нового интеллектуального ландшафта. Вместе с тем, похоже, что большинство руководителей школ и пасторов церквей не готово открыто обсуждать существующие проблемы, предпочитает откладывать их на потом, или же перекладывать ответственность на «умствующих богословов» и «ленивую постмодернистскую молодежь». Так или иначе, серьезный разговор «по душам» не состоялся. Звучали предложения о специальном форуме, «очной ставке» церквей и школ, и кажется, что это устроит всех тем больше, чем на более поздний срок такая встреча планируется. Выходит так: о кризисе богословского образования протестантских церквей молчать уже нельзя, но говорить предметно - еще рано.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

16 комментариев

  1. Михаил, не все так плохо. Кризис - это всегда возможность. Абитуриенты еще не полностью иссякли, и преподаватели разошлись не все, и особого притока интеллигенции в церковь не было, чтобы говорить о ее оттоке, и т.д. Думаю, то, что происходит в Киеве, отличается от того, что происходит в регионах... Да, проблемы есть. Но можно либо стоять в стороне в качестве независимого эксперта, либо воплотиться, прожить и умереть, чтобы воскреснуть и дать новую жизнь богословскому образованию...

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати, в четверг состоялся открытый серьезный разговор по душам. Пасторы и ректоры готовы обсуждать проблемы и делают это. И еще, я бы говорил не о кризисе, а о рабочих проблемах (часто очень больших), связанных с развитием богословских школ. (Может быть, и кризис в отдельных случаях).

    Леонид Михович

    ОтветитьУдалить
  3. На самом-то деле, все очень плохо! Закрыть глаза и сделать вид, что ничего нет, потому что ничего не видно – чрезвычайно глупо!

    ОтветитьУдалить
  4. Друзья, я все же предпочитаю говорить о кризисе, причем довольно серьезном. Пережить его смогут лишь немногие школы. Но это не означает, что я все вижу в черных красках. Есть и поиск, и успехи, и точки роста. Но о хорошем много говорить не нужно - поблагодарили Бога, порадовались.... А потом снова к проблемам. Так что нужно фокусироваться на серьезном и откровенном разговоре. Я не чувствую себя в нем посторонним - и как проповедник церкви, и как приглашенный преподаватель нескольких школ, и как член совета попечителей, и как исследователь... Так что простите, если наступаю на больные места, но это не от злорадства. Это наше общее дело и нам вместе искать пути вперед

    ОтветитьУдалить
  5. А мне кажется, что богословское образование в постсоветских странах опоздало, как минимум на 60 лет! Вот если бы оно началось в 20-х годах, а не в 90-х, оно было бы эффективным при наличии тех инструментов, которыми оно пользуется! Просто богословское образование остается еще модернистским, а времена изменились... И вот об этом, к сожалению, думают только еденицы из присутствующих. А большинство скорее всего думает о том, где найти деньги, спонсоров, студентов...

    ОтветитьУдалить
  6. Евангельское богословское образование в постсоветском пространстве действительно оказалось в позиции догоняющих. Догоняли западное евангельское образование, копируя то, что уже там не очень работало, догоняли в чем-то светскую систему образования. А она тоже в кризисе. Сейчас понятно, что не догнали, да и не нужно догонять тех, кто бежит как мастодонт, мощный, но из проходящей эпохи.
    Наша недостаточная мощь и короткая история - это и наше преимущество. мы более мобильный. И надо перестать кого-то догонять а увидеть (почувствовать) каким должно быть образование в постпротестантскую эпоху. И тогда у нас есть шанс оказаться в авангарде. А это даст шанс церкви оказаться не на обочине общества новой формации, а в самом что ни есть центре.
    Алексей Горбачев.

    ОтветитьУдалить
  7. тут обсуждаются принципиальные вещи, но можно я спрошу о приземленном? Я слышал, уже года три как сразу несколько евангельских семинарий и университетов пытаются вместе запустить программу дистанционного обучения. Какие там продвижения? В этой теме братья собрались информированные - надеюсь, кто-то в курсе.

    ОтветитьУдалить
  8. Духовное образование (академия) и практическая жизнь (экклесия) идут на убыль, потому что в последнее время произошли многие изменения. Но следует хорошо подумать, прежде чем высказываться в пессимистическом духе о тенденциях, потому что для плодотворного развития и того и другого необходим процесс внутреннего развития школ и церквей, а он идет очень медленно из-за духовных причин и в силу присущей всем людям неповоротливости. Вспомните слова Иисус, когда Он говорит о Царстве Божьем и называет горчичное зерно меньшем вех семян. И подчеркивает, что не от нас зависит будет ли оно расти, Кто сеет всегда должен ждать, когда из семени без его содействия вырастет плод. Замедления процессов которые мы наблюдаем в развитии и о котором так красочно написал Михаил, может быть испытанием нашей веры и нашей надежды. Что же касается неповоротливости, то опыт учит что должно пройти время больше чем жизнь одного поколения для видимых реальных изменений. Для израильтян это затянулось на 40 лет. Я уверен, что и в нашем случает через такое время мы будем на это смотреть иначе.
    Вадим Яким

    ОтветитьУдалить
  9. Как-то на подобной школе повышения квалификации ОСІ был разговор о том, что нужно церквям от семинарий. Если взять среднестатистического студента очника, то это "зелёный" человек после школы, которому академическое богословие ещё не понятно и по сути не нужно, ему нужно элементарное христианское воспитание "курс молодого бойца". Именно этого ждут пастыри посылая студентов. Таким путём пошёл Рётинг, и в принципе создал вариант "монастыря" без пострига. Академическое богословие нужно, но к нему и людей надо зрелых. Оно нужно некоторым служителям, и некоторым "взрослым" членам церкви, которые не от безделия идут учиться, а по призванию.
    Ну и вообще, надо определиться, у нас семинарии, как у православных, чтоб "батюшек" воспитывать, или как на Западе, чтоб давать "академическое-богословие" но для "мирян". И вообще, кто им должен заниматься, "верхи" или какой-то академический орган.

    ОтветитьУдалить
  10. Западное христианство в большинстве случаев воспитывало своих клириков именно в серьезных богословских школах, кроме того вспомним о том, что многие величайшие западные богословы были практикующими пасторами, возьмем хотя бы пример Карла Барта. В наших реалиях академическое богословие часто пытаются "привить" церкви искусственно. Отсюда и наблюдаемый сегодня антагонизм между церковью и академией. Кроме всего прочего достаточно трагичен сам факт того, что сферы интересов у церкви и богословской школы (академии) столь значительно разнятся. Мы можем попытаться сказать, что это не так, что мы пытаемся установить диалог. Однако просто сравните книжные полки, думаю, что все станет ясно.

    ОтветитьУдалить
  11. Друзья, спасибо за ваши комменты. А что если вы сделаете их в развернутом виде - в виде книжки?:)) Мы с радостью издадим такие книжки в серии Национальные евангельские авторы....
    Мне кажется, что должна накопиться критическая масса идей и текстов, прежде чем произойдет качественная трансформация в жизни церквей и школ... Вначале должно быть Слово...

    ОтветитьУдалить
  12. Конечно в начале было Слово, вот только Логос, а не Графэ :))))))))

    ОтветитьУдалить
  13. среди тысячи графем найдется одно слово

    ОтветитьУдалить
  14. Кризис в области богословского образования в бывшем СССР можно (1) не замечать и делать вид, что все хорошо (как, к примеру, не замечали нарастающий экономический кризис в Белоруссии) или (2) признать, что он есть и что-то делать.

    ОтветитьУдалить
  15. Интересно, что о кризисе в области богословского образования в бывшем СССР, в основном, пишут Западные исследователи. Вальтер Заватский и Марк Эллиот об этом писали еще лет 6-7 тому назад, приводя соответствующую статистику. Однако кажется, что этот вопрос так и будет больше интересовать христиан с Запада, нежели тех, кто непосредственно имеет дело с богословским образованием в бывшем СССР.

    ОтветитьУдалить

no