-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Старое, но пока актуальное интервью о будущем, образовании, молодежи

Комментариев нет
Слава Сапожников: Михаил, сегодня наблюдается почти повсеместно такая ситуация с христианским образованием - снижается количество студентов, закрываются или сокращают программы семинарии, дипломы больше не пользуются популярностью. Традиционное христианское образование отмирает, это факт. Что это – проблема частной реализации обучения или необратимый тренд?

Михаил Черенков: Современный университет, семинария, институт, - как разновидность высшего учебного заведения, - сформировались в условиях модерна, т.е. в цивилизации нового времени. Собственно, университет или любое учебное заведение рассматривался как фабрика определенного продукта, а именно – производящая людей, подготовленных для жизни и служения, работы в обществе. И оказалось, что в христианстве эпоха модерна закончилась, фабрики больше никому не интересны, они производят массовый конвейерный продукт, который не востребован уже. Ситуация меняется так быстро, и на рынке возникает потребность в маленьких партиях, но отвечающих определенному спросу. Т.е. нужно гибко реагировать на изменения в спросе. А фабрика часто производит много продукта, который устаревает уже в момент производства. Сегодня мы видим, что университеты даже в Западной Европе, Америке, - включают в свою структуру много разных колледжей и подразделений, который как раз и готовят этот штучный или мелкооптовый продукт. Мне кажется, что в христианстве та же беда – есть производство однотипных людей, но они сегодня не отвечают на потребности времени. Нам сегодня нужно нечто, более приближенное к реальности, а не оторванное от нее. Университет это все-таки специфическое место, куда человек приезжает надолго и проводит много времени. Так вот, необходимо сблизить место, где человек учится и место, где он служит, чтобы он был ближе к реальности. В Церкви как раз та среда – питательная и духовная, где он может получать такие знание, где они будут полезны для его реального служения и христианской жизни.

Слава Сапожников: Образование относится, в основном, к молодежи. Современная христианская молодежь - какая она, что с ней, насколько велик конфликт отцов и детей, как он преодолевается?

Михаил Черенков: Современная христианская молодежь оказалась на рубеже разных эпох. Эпоха «совка», когда христианство было обречено на изоляцию и оппозицию, при этом и само христианство было достаточно жестким, т.е. быть молодым человеком, собственно, не было интересно, потому что нельзя было заниматься творчеством, слушать модную музыку, носить красивую одежду, смотреть телевизор и т.п.
Сегодня мы вступаем в новую эпоху, когда все можно. Но утрачены определенные ограничения, самоограничения, чувство меры, здравомыслие. Т.е. молодежь сегодня колеблется – между ностальгией по временам, когда была духовность, закованная в некие рамки, и свободой, когда нет вообще никаких рамок.

И вот здесь сложно предложить гибкие, разумные ориентиры, которые оставляли бы какое-то место свободе.

Что касается светской молодежи, то с ней вообще очень трудно говорить – она живет как бы по ту сторону идей, по ту сторону добра и зла. Ее, собственно, интересует лишь красивая жизнь, вещи, жизнь, драйв, кайф, - т.е. то, что не связано с каким-либо мировоззрением, идеями, принципами, ценностями. Все это так – здесь и сейчас.
И очень сложно говорить об идеях, идеалах, духовности с людьми, которые такими категориями не мыслят. Нужно найти новый язык, понятный, глубокий и серьезный, в котором мы бы могли найти место Богу и вместе с тем сделать его понятным.

Основное препятствие в диалоге отцов и детей – непонимание. Мне кажется, что многие люди не со зла критикуют молодежь и все, что с ней связано. Они это делают это из-за непонимания, не могут переступить границу и посмотреть глазами нового времени и нового человека. Они – по ту сторону, в семидесятых-восьмидесятых, я имею в виду лидеров традиционных канонических церквей. Непонимание рождает защитную реакцию и выстраивание стены между собой и другими. И часто бывает так – ты что-то не можешь понять, но тебе этому нужно дать некое определение, и ты определяешь его как враждебное. Отсюда и конфликт.

Слава Сапожников: Пожилое поколение христиан вымирает, молодое – приходит меньше, чем пятнадцать-двадцать лет назад. Что ожидает христианство при сохранении существующего тренда снижения количества верующих?

Михаил Черенков: У нас ситуация гораздо хуже, потому что есть порог, за которым вот эта христианская группа в обществе перестает быть влиятельной. Мы не были влиятельными и мы не являемся ими сегодня, мы колеблемся в районе одного процента от населения, это как низкокалорийный кефир, образно… Кефиром в политике называют тех, у кого стабильно малый процент – от нуля до 2%. Сегодня мы (в Украине) находимся в начале своей истории и начинаем поднимать этот рейтинг. И сейчас мы или его зафиксируем стабильно – на уровне хотя бы одного процента, или же уйдем к нулю.

Это связано не только с демографической ситуацией. Христиане действительно выезжают, мигрируют активно, мигрируют внутри церквей – это все есть.
Но это связано также и с кризисом самой парадигмы христианства, потому что сегодня все методы миссионерской работы, традиционные и «проверенные» уже не работают. Поэтому нужно сегодня переосмысливать сам способ присутствия Церкви в мире. Церковь это что? Для кого? Как она выражает себя? Какие мосты строит с обществом? Все это нужно радикально переосмыслить, потому что люди не приходят в Церковь.

И самое страшное, пожалуй, что люди, которые приходят в Церковь – потом из нее уходят. И большая часть населения современной Украины – уже прошла через церковь. Это страшный факт, о котором мы мало говорим. Т.е. большинство уже побывали в церкви, в пространстве миссии, церкви, с ними говорили, они посещали ее, но почему-то там не остались. И вот говорить о Боге с теми, которые были в Церкви и ушли – гораздо сложнее, чем с теми, кто слышит Евангелие впервые. И здесь больших процентов сразу не достигнуть, важно зафиксировать то, что есть и постепенно увеличивать. Есть разница – привлекать тех, кто жаждет и голоден, и тех, кто разборчив и его привлекает наш честный и серьезный подход…

www.ekklezia.org

author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no