Приступая
к таинству Причастия, мы обязаны задаваться вопросом о смысле происходящего.
Павел говорит, что мы должны исследовать себя. Причастие не происходит как
событие без моего осознанного включения в него, без желания стать частью той
вневременной, сверхисторической вечери, где Иисус встретился с учениками. Мы
тоже можем быть там. И если мы можем быть там, можем войти в ту атмосферу, в
тот круг, в тот способ связи с Иисусом как учителем и другом, событие Причастия
может случиться с нами.
Причастие
затруднительно, событие Причастия если и повторяется, то редко. В «Причастии»
Ингмара Бергмана в черно-белом хорошо виден разрыв, пустота, отсутствие там,
где должен быть Бог. Священник, который должен верить и передавать веру,
причащаться и причащать, сам ничего не знает и не имеет. Священник замкнут в
пустой церкви, замкнут в круге несчастных людей и серых стен. Но даже изнутри
пустоты он может искать Бога и молиться о вере. Из правды смиренной молитвы может
родиться Причастие. Пустота отступает, возникает связь и Присутствие.
Я
неоднократно затруднялся передать смысл происходящего на Причастии для внешних
наблюдателей, это просто невозможно. Люди вкушают хлеб и вино, думая о смерти
Христа, которого никогда не видели. Причастие – присоединение, приобщение к
Богу, к Его плану, к Его тайне Воплощения и Искупления. Если изнутри нет
движения души к Учителю и Другу, то Таинство остается закрытым. Нужно попасть
из церкви, где происходит таинство,
внутрь того самого события, оказаться среди учеников, пережить встречу.
Понять слова Христа о теле и крови, хлебе и вине, может лишь тот, кто был
внутри этого события, чья душа смогла встретиться с Богом, любящим, страдающим,
умирающим, но затем воскресшем и воскрешающем.
Есть
подсказки, которые помогают войти в атмосферу последней Вечери. Иисус сделал
то, что мы должны повторять, если желаем причаститься тайны Его жизни и силы
Его воскресения, если желаем проникнуть внутрь события Причастия. Служить людям Христа ради – значит входить в
Его образ, причащаться Ему. Без служения, без того чтобы стать слугой, никто не
может понять смысл того вечера, приобщиться образу Слуги.
Все
евангелисты рисуют прощающегося Иисуса слугой. Он раздает хлеб и вино, Он
раздает Себя – за множество людей, за множество чужих жизней.
Позволю
себе домыслить. Когда Иисус говорит: «Делайте так в память обо мне», Он говорит не только и не столько «Повторяйте
ритуал с хлебом и вином», но «Так же как я, отдавайте себя, свое тело и свою
кровь, всю свою жизнь для служения людям, для искупления их, для спасения
жизней».
Иоанн
единственный из евангелистов рассказал об омовении ног, которое совершил
Христос перед причастием. В церковной традиции этот обряд сохранился –
католический священник умывает ноги двенадцати прихожанам, православный
архиерей – двенадцати священникам или монахам, а в некоторых протестантских
церквях омовение распространяется на всю общину.
В
омовении ног наглядным образом проявился смысл Таинства
жизни-смерти-воскресения. Через
подражание этому примеру ученики становятся частью далекой евангельской
истории.
Вместо
проповеди или лекции Бог проявляет действенную
любовь к человеку, говоря при этом: «Если Я. Господин и Учитель, вымыл
вам ноги, то и вы должны мыть ноги друг другу. Я вам подал пример» (Иоан. 13:14-15).
Омыть
ноги значит смириться перед Богом и людьми. Это можно сделать только на
коленях. Но в таком низком положении сердце чувствует Бога, понимает Его. Из
связи с ближним возникает связь с Богом, в принятии друг друга, в служении друг
другу, делясь и отдаваясь мы переживаем Причастие.
Комментариев нет
Отправить комментарий