no
4/Вера/slider

Двадцать лет спустя. О юбилеях христианского образования

Комментариев нет



Двадцать лет назад христианское образование в бывшем СССР переживало настоящий бум. Возникали новые и новые школы – Санкт-Петербургский и Донецкий христианские университеты, Одесская семинария, Украинская евангельская семинария богословия, Московская богословская семинария – всех не упомнишь. Казалось, теперь так будет всегда – много людей, много идей, много возможностей.

Двадцать лет спустя, как и в романе Дюма, герои тех лет выглядят постаревшими, но все еще энергичными. Все понимают, что надо продолжать, но, как мне кажется, никто не знает, как именно продолжать начатое. Да и знать этого нельзя – слишком быстро меняется мир.
Позади два десятилетия – первое десятилетие роста и второе десятилетие стагнации. Оказалось, что христианское образование, как и все другое в нашей жизни, не развивается по линии непрерывного возрастания. Хочется верить, что и не катится вниз по наклонной плоскости. Все сложнее – линии кривые, спады и подъемы чередуются, да и движение нелинейное, картина объемная, неизвестных – множество.
Двадцать лет спустя надо делать выводы, ставить оценки, чтобы выйти на новый уровень.  Вот несколько итогов.

Итог первый: без сообщества христиан-интеллектуалов церковь лишает себя авторитета. Интеллектуальный труд надо ценить, одаренными людьми нужно дорожить.  Нужно признать и благословить сообщество христианских интеллектуалов, дать ему почетное место в церкви. Нужно определиться: христианской интеллигенции – быть.

Итог второй: без теологии служение церкви лишено основы, а развитие лишено перспективы. Вне теологии церковь теряет свою идентичность и превращается в клуб по интересам или аналог политико-идеологической партии. Вне теологии правят человеческие авторитеты – единоличного руководителя или таинственного братства. Увы, споры о том, нужна ли теологии церкви, продолжаются до сих пор. И это печальный диагноз состояния церкви. Теологии, которая вырабатывается в союзе церкви и школы, нужно сказать осознанное и твердое ДА.

Итог третий: образование – инструмент церковного развития, идейного и кадрового обновления. Пренебрегая образованием, не стоит удивляться отсутствию достойных лидеров. Застой в образовании приводит к застою в церкви. Реформация в средневековой церкви началась с профессора. Новая реформация может начаться и не с профессора, но мне трудно представить, что она будет без участия профессуры христианских школ и кадровых теологов.

Итог четвертый: то, что в широких кругах до сих пор называли  образованием – опасное самоуспокоение и лживая подмена. Образование должно формировать образ мысли, веры и жизни. Постсоветское же образование не занимается формированием целостной личности, а занимается отмыванием денег и выдачей ничем не подкрепленных дипломов. За каждый диплом учебные заведения (не)несут ответственность. Пока же между дипломами и знаниями растет непроходимая пропасть. Между красивыми словами и реальными оценками – роковой разрыв.

Итог пятый и пока последний: образование должно не успокаивать и подкреплять наше самомнение и сложившийся порядок, а будить мысль, развивать традицию, формировать и реформировать теологию. Образование должно готовить завтрашний день, прокладывать в него мост. Пока же образование лишь фиксирует прошлое, в лучшем случае, догоняет день сегодняшний.

Двадцать лет спустя нам нужно понять: христианское образование должно оставаться вызовом для нас самих, его нельзя контролировать и репрессировать, его нельзя сделать лакированным и витринным, пряча за ним теологическую бессодержательность и личную некомпетентность. Образование нужно не только зеленой молодежи и шибко умным. Оно нужно всей церкви. И если церковь покажется на себе пример правильного отношения к образованию, возможно, христианские школы станут привлекательными для всего общества. Но не потому что это ХРИСТИАНСКОЕ образование, а потому что это ХРИСТИАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Без сведения вместе продуманной христианской идентичности и высокой образовательной культуры мы будем стоять на развилке или ходить по кругу еще двадцать лет.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no