Жатва есть кончина
века
Матф. 13:40
У
праздника, который в традиции постсоветских протестантов называется жатвой,
есть два основных смысла. Согласно первому, это праздник благодарения за плоды,
за Божью заботу и благословения, за результаты труда и за дары. Согласно
второму, это грозное напоминание о грядущем итоге всемирной истории в целом и
жизни каждого отдельного человека, об ответственности и суде.
Слова
Христа о жатве как «кончине века» связывают эти смыслы воедино так, что
праздник плодов всегда проходит с чувством тревоги, с ощущением надвигающегося
конца.
Поясняя
значение притчи о сорняках, Иисус рассказывает
кратчайшую версию апокалипсиса. Смысл сказанного о сорняках повторяется в
притче о пойманных сетью рыбах – «самых разных». Сорные травы и несъедобные
рыбы будут отбракованы. Так же и «дурных людей бросят в горящую печь».
Радость
праздника, вид спелых плодов, обилие и довольство незаметно переходят в грусть
увядания, предчувствие гибели, ощущение обреченности. В памяти еще свежи краски
и тепло лета, но уже летят листья, и ночи становятся все холодней.
Плоды
года, урожай сезона, результаты напряженного труда – все это отзвуки грядущей
вселенской жатвы, конца мира, конца истории.
Картинки
жатвы – прекрасные иллюстрации нескольких простейших истин. Мир – огромное
поле, на котором рассыпано доброе и злое. Но Царство Божье включает все это,
зреет в этом, торжествует вопреки всему.
Т.е. Царство Божье всеохватно, нам не стоит переживать за моменты и
очаги зла, будто они поглотят собой все. Бог управляет всем этим и мы не должны
брать на себя ответственность за исправление мира или наведение порядка. Сыны Царства
не могу позволить себе ни паники, будто все зарастет сорняками, ни оптимизма,
будто смогут вычистить всех негодных и создать из избранных царство Божье на
земле.
Слишком
тесно все переплетено, слишком трудно улучшить, слишком легко навредить. Не
должно быть самоуправства, должно быть доверие Богу – это Его Царство. Не может
случиться непоправимой беды, урожай непременно будет, а зло искоренится, на то
есть жнецы-ангелы.
Во
всем этом много долготерпения Божьего, милости и надежды. До жатвы есть шанс –
дурной может стать хорошим. До жатвы есть риск – хороший может стать дурным.
На
вопрос Христа «Все ли вы поняли?» ученики отвечали утвердительно. У меня такой
уверенности нет. Я понял немногое, но надеюсь, главное, - жизнь человека и
судьба мира зреют к последней развязке, драма истории идет к концу, плоды жизни
будут оценены, судьей будет Бог, а в
конце будет Царство. Рассказанные причти о сорняках и рыбах в сети – модели
человеческой истории. Жатва - образ конца мира. Судьба человека уподоблена
циклу природной жизни, где есть созревание, смерть, новая жизнь. Мы мало что
можем изменить в этом сценарии, мы не можем переписать его, или повлиять на ход
событий. Но мы можем выбрать себя, быть добрым или злым, пшеницей или сорной
травой, рыбой хорошей или «несъедобной». И еще мы можем выбрать жизнь
бесцельную, сорную и несъедобную, или насыщенную, трудолюбивую, полезную.
Конец
мира не отменить и не отсрочить. Но это не должно нас пугать. Божье Царство –
всеохватное и всемогущее – ожидает нас, его свет виден уже сейчас. Поэтому
образы тринадцатой главы правильнее называть не притчами о сеятеле, сорняках,
жемчужине и рыбе, а притчами о Царстве Божьем. Это все о нем. И потому при всей
тревоге за будущее мы отмечаем праздник жатвы с радостью и торжеством.
Комментариев нет
Отправить комментарий