«Распалась связь
времен.
Зачем же я связать
ее рожден!».
В. Шекспир «Гамлет»
Христианин, социолог, философ, теолог. В такой
последовательности и удивительном единстве призваний живет и творит автор
представляемой книги. Имя российского философа Владислава Бачинина мало
известно украинскому читателю, более знаком круг его собеседников – Пушкина,
Достоевского, Шелера, Шмемана, Пелевина. В этом круге и рождается текст книги,
точнее интертекст. Этот же круг определяет и самого автора.
За каждым собеседником - разные сферы жизни, разные
типы личности, разные культурные традиции. Да и сам автор разный – пережил
разность эпох, внутренние метаморфозы, прошел непростой путь к себе, свой вере,
своему пониманию культуры в свете свой веры.
Сохраняя гамлетовское дрожащее напряжение, автор все
же собирает распавшееся, связывает разные образы, идеи, эпохи вокруг
христианской оси культуры. Он пытается преодолеть разрывы и восстановить связи,
но без упрощений и сглаживаний, не теряя интеллектуальной страсти и творческого
дерзновения.
Достоевский и Христос, частью зримо, частью нет, присутствуют
в каждой мысли и странице. Достоевский-человек напоминает о трагичности и
бездне обезбоженной, а затем и обесчеловеченной жизни. Христос-Бог – о свете и
надежде.
Соприсутствие теологического и антропологического
начал в названии и далее в тексте задает единственно возможный способ прочтения
литературы, при котором она не перестает быть человеческим творчеством
(антропологией, социологией), но при этом становится еще и Божественным словом
(теологией).
Комментариев нет
Отправить комментарий