В последние годы на религиозной карте постсоветского
пространства появились новые точки активности, мало связанные с официальными
конфессиональными структурами. Движение «За здоровую Церковь», «Школа без
стен», ассоциации христианских школ, профессиональные объединения
христиан-медиков, журналистов, ученых, студентов, бизнесменов и проч.,
развивались своими собственными маршрутами, не совпадая с привычными
конфессиональными делениями. Возникало много вопросов, как это связано с
Церковью, было ли на то благословение церковных предстоятелей, не размывает ли
это границы и устои. Вопросы остались, а
движение идет.
Можно сказать так: мы наблюдаем рождение новой
(меж)церковной ситуации, альтернативной по отношению к традиционным церковным
историям и структурам. Эта новая картина церковной жизни может быть названа
экуменической, интегрированной в социальную реальность, ориентированной на
будущее.
Именно экуменизм является условием активной и авторитетной
позиции Церкви в обществе, а также достойного места в тревожном, но отнюдь не
безнадежном будущем. Почему после неудач экуменизма в прошлом веке мы вынуждены
вновь вернуться к этому слову, вновь внести его в повестку дня? Потому что у
Церкви нет иного выбора, если она желает быть послушной словам Христа о единстве
(Иоан. 17:21) и любви (Иоан. 13:35), а также апостольским увещаниям хранить
единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).
Конечно, экуменизм должен быть осмотрительным и строиться
вокруг Христа, а не церковно-политических проектов. К тому же он должен быть трезвым в оценке
возможностей и перспектив, с доверием и смирением оставляя будущему то, что
недостижимо здесь и сейчас (Еф. 4:13).
Без межцерковного общения и взаимодействия разделенная
Церковь будет терять авторитет в глазах постхристианского общества, а повестку
будущего будут формировать другие, безразличные к христианству общественные
силы. Мы должны признать, что перспектив нет ни у одной из христианских
конфессий, кто-то уйдет в историю, а проще говоря, умрет, быстрее, кто-то
медленнее. Перспективы не у частей, а у целого. И у тех движений, которые эти
части связывают, соединяют, примиряют, восстанавливая в них и из них картину
целого.
Одной из ошибок
экуменического движения прошлого века я вижу отсутствие идей,
механизмов, опыта соборной работы в Церкви. Экуменизм был элитарным и
политическим. Декларации, принимаемые в обществе руководителей церковных
объединений, высоколобых теологов и тонких политиков, не оказывали влияния на
уровне поместных общин, даже не проникали туда.
Экуменизм сверху не был дополнен экуменизмом снизу, массовым низовым
движением, распространяющимся среди общин и включающим в свою работу обычных,
рядовых прихожан. Экуменические общины и встречи «просто христиан» были и
остались редкостью, но их востребованность только возрастает. Сегодня для того,
чтобы пережить опыт экуменической общинности, приходится ехать во Францию.
Соборность – то, чего не хватало экуменизму. Соборность
оживляет не только руководство Церкви, но и все тело общины, привлекая к
решениям, обязывая к участию, наделяя правами и ответственностью за общее дело
Церкви каждого ее члена.
Одной из форм, в которых воплощается соборность, может быть
Собор – общая встреча представителей поместных Церквей, где обсуждаются
назревшие вопросы богословского характера (вопросы церковного устройства,
догматические, социально-богословские, культурно-богословские и проч.). Но без соборности
не будет Собора. До Собора соборность уже должна быть – как качество общинной
жизни, как внутренняя культура поместных Церквей.
Возрождение соборности, полноценных связей между частями и
членами целого, самой атмосферы общинной жизни нужно считать условием развития,
направляющим принципом и перспективой евангельского движения.
Комментариев нет
Отправить комментарий