Завещание Моисея содержит убедительное пожелание жизни, но при всей настойчивости оставляет свободу. Предлагается жизнь и смерть - предлагается выбор. Моисей предлагает (Втор. 30:15), а затем повелевает (Втор. 30:16). Так проявляется и уважение к свободе, и страх за судьбу своего народа, и желание направить неразумных людей в нужную сторону. Но в рай никого не затянешь, путь к настоящей жизни ведет через настоящую же свободу.
Человек оказывается на распутье: пойдешь направо – будешь жить, налево – умирать. К этой свободе человек приговорен, но без нее нет его. Человек не предопределен ничем, он сбывается, осуществляется на этом перекресте путей, намеченных возможностей.
Выбор между жизнью и смертью – выбор между двумя образами жизни, между жизнью живой и жизнью мертвой, жизнью настоящей и жизнью неподлинной, Жизнью и «жизнью». И этот неотвратимый выбор вынуждает нас задуматься о том, что же такое предложенная «жизнь», в чем ее качественное отличие от «смерти».
Наивно думать, что предлагается выбор между долгой счастливой жизнью и между немедленной страшной смертью. Адам и Евой не умерли тотчас, вкусив запретный плод, но их жизнь была отравлена, в ней появилась и созревала смерть. Жизнь – не продолжение физиологических процессов в теле, не «способ существования белковых тел» (впрочем, в более пространной цитате из Энгельса есть указание на внешнюю связь как условие жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь»).
Жизнь определяется связью человека с Богом и невозможна вне этой связи, вне Бога. Жизнь внутри Бога. «В Нем ваша жизнь», - говорит Моисей (Втор. 30:20).
Бытие человека с Богом – жизнь. Отрицание Бога – бытие к смерти, т.е. смерть. Путь жизни, согласно Моисею, связан, в первую очередь, с «любовью», «послушанием» и «верностью» Богу (Втор. 30:20), а уж затем с долголетием (количественным измерением жизни) и обетованной землей (качеством «материальной» жизни).
Мы не умрем сразу, если выберем жизнь без Бога, мы будем жить, умирая, без надежды, без будущего. Такая «жизнь» в Библии называется смертью.
Мы не заживем богато и беззаботно, если выберем жизнь с Богом. Но мы будем жить в перспективе обетованной земли, под Его защитой и Его водительством. Это и называется жизнью в библейском смысле слова.
Народ Моисея знал, что такое жизнь в египетском рабстве, смерть слаще такой жизни и покажется избавлением. И теперь появилась возможность жизни настоящей – в завете с Богом, в свободе от имперского гнета, на своей земле, где «течет молоко и мед».
Вот этот выбор – между жизнью в свободе и надежде и между смертью в рабстве и тщете, - приходится делать каждому человеку. И оказывается, что жизнь определяется через Бога. Выбирая Бога, человек выбирает жизнь. Выбирая жизнь без Бога, человек выбирает смерть. Жизнь и смерть различаются не количественно – как длительность и разрыв, но качественно – как бытие в Боге и бытие к смерти.
Качественное измерение жизни понимается сегодня иначе, чем у библейских авторов. «Жизнь» сегодня – это длящееся удовольствие от потребления вещей, власти и славы. Не важно, в рабстве ты живешь или в свободе, важна наполненность удовольствиями, владение приятными возможностями, место повыше в пирамиде общества потребления. Это «жизнь» в обществе живых мертвецов, у которых давно остановилось сердце, сожжена совесть и продана душа, но зато продолжается потребление. Можно «жить» и так, т.е. длить свое смертное существование, но тогда возникает экзистенциалистский вопрос: «Стоит ли такая жизнь того, чтобы ее прожить?».
Слава Богу, предложение Моисея пока остается в силе. Можно жить иначе, выбор есть даже у нас, современников «последнего человека». Жаль только, что у нашего народа нет своего Моисея
Комментариев нет
Отправить комментарий