Мы читаем историю о смерти Воплощенного Бога в свете событий нашего времени. Наша вера в добро и справедливость, свободу и братство убивается предательством и насилием со стороны соседнего государства, вчерашних друзей и братьев.
Но, вспоминая Христову победу над смертью, мы предвкушаем воскресение наших надежд, возвращение к мирной жизни, лучшее будущее.
Читая историю Пасхи, мы обретаем веру в собственное воскресение, в чудо новой жизни, «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».
Как возможна эта смена, как возможен этот, казалось бы, немыслимый и нереальный переход от смерти к жизни, от обреченности к торжеству?
Его милостью, благодатью, любовью к нам. А проще говоря – Им. Он Сам выбрал смерть вместо нас и Он Сам ее победил ради нас же.
Очень трудно увидеть в образе страдающего Бога, в жертвенном Агнце – Царя, Победителя, Льва.
Мы переживаем, что зло сильнее, его образ впечатляет нас больше, чем образ страдающего Бога. В поисках компромисса между агрессивностью зла и добротой Бога мы готовы едва ли на робкую надежду, на отчаянный риск «а вдруг?».
Но мы должны отважиться на большее, чем детское доверие любящему и страдающему за нас Богу, мы должны по-взрослому дерзнуть и поверить в Его силу и славу, в Его победу и Царство!
«Если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас. Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли. И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни, мы самые жалкие люди на свете. Но Христос действительно встал из мертвых – первым из умерших… Потому что Ему предназначено царствовать» 1 Кор. 15:17-20, 25.
Да, зло сильно. Оно может убить. Но не может воскресить. Есть предел силе зла. И лишь Он преодолел этот предел, показав тем самым Свою божественную силу и царское право повелевать жизнью и смертью.
Сегодня мы видим страшную схватку добра и зла, мы участвуем в ней. Иногда мы проигрываем битвы, теряем друзей, получаем ранения. Но исход войны предрешен. Он – Царь, и Ему предназначено царствовать. Наша жизнь, наше будущее принадлежит Ему, а значит мы в надежных руках, из которых нас никто не похитит.
С Ним будем жить и бороться, если придется - умирать, затем - воскресать, наконец - царствовать!
«Аслан – не ручной лев» (Хроники Нарнии. Последняя битва)
Сомнения и отчаяние
– Он не ручной лев, – сказал Тириан. – Откуда нам знать, что может и что не может Аслан. Нам, убийцам? Алмаз, я вернусь. Я отдам свой меч, предам себя в руки тархистанцев и попрошу их отвести меня к Аслану. Пусть он судит меня.
– Это верная смерть, – сказал Алмаз.
– Неужели, по-твоему, меня волнует, приговорит меня Аслан к смерти или нет? – произнёс король. – Не лучше ль умереть, чем жить и знать, что Аслан пришёл и не похож на Аслана, в которого мы верили и которого ждали? Как будто взошло солнце, и солнце это чёрное.
– Я понимаю, – сказал Алмаз. – Как будто ты пьёшь воду, и это сухая вода. Вы правы, государь. Идём, сдадимся сами.
– Нет надобности идти нам обоим.
– О, если только мы любили друг друга, дозвольте мне идти с вами теперь! – сказал единорог. – Если вы умрёте, а Аслан – не Аслан, зачем мне жить?
Они повернули и пошли назад, роняя горькие слёзы.
Откровение и неверие
И тут земля задрожала. Сладкий воздух стал ещё слаще, позади вспыхнул яркий свет. Все обернулись, Тириан – последним, потому что он боялся. Огромный, настоящий, золотой Лев, сам Аслан, упование его сердца, стоял перед ним, и все остальные уже преклонили колена вкруг его передних лап и зарылись лицами в его гриву, а он склонил большую голову и лизнул их.
– Аслан, – сказала Люси сквозь слёзы. – Ты можешь… ты сделаешь что-нибудь для этих бедных гномов?
– Милая, – отвечал Аслан. – Я покажу тебе, что могу и чего не могу.
Он подошёл к гномам и протяжно зарычал – негромко, но от его рыка задрожал воздух. А гномы сказали один другому:
– Слышали? Опять эта шайка, с того конца хлева. Напугать нас решили. Они это делают какой-нибудь машиной. Не обращайте внимания. Нас больше не проведёшь!
Аслан поднял голову и тряхнул гривой. В то же мгновение роскошные кушанья оказались на коленях у гномов: пироги, мясо и птица, пирожные и мороженое; и у каждого гнома в правой руке – кубок доброго вина. Увы, и это не помогло. Гномы жадно накинулись на еду, но совершенно не почувствовали её вкуса. Они ведь думали, что нашли её в хлеву. Поэтому один сказал, что пытается есть сено, другой – что нашёл старую редьку, третий – сухой капустный лист. Они подносили к губам золотые кубки с красным вином и говорили: «Фу, пить грязную воду из ослиной поилки! Кто думал, что мы до такого докатимся». Очень скоро каждый гном заподозрил, что другой нашёл что-нибудь получше, и кинулся отнимать; они перессорились и передрались, размазали прекрасную еду по лицам, по одежде, растоптали ногами.
– Вот видите, – сказал Аслан. – Они не дадут себе помочь. Они выбрали выдумку вместо веры. Их тюрьма – в их воображении, но они – в тюрьме. Я не могу вывести их наружу, потому что они слишком много думают о том, чтоб не дать себя провести. Что ж, идёмте, дети.
Все только начинается
Потом Аслан повернулся и сказал всем:
– Вы ещё не такие счастливые, какими я хотел бы вас видеть.
Люси ответила:
– Мы так боимся, что ты отошлёшь нас обратно, Аслан. Ты так часто возвращал нас в наш мир.
– Не бойтесь, – сказал Аслан. – Разве вы не догадались?
Сердца у детей подпрыгнули, и в них вспыхнула дикая надежда.
– Это была настоящая железнодорожная катастрофа, – тихо и мягко сказал Аслан. – Ваши папа и мама и все вы, как называют это в стране теней, – мертвы. Учебный год позади, настали каникулы. Сон кончился, вот и утро.
И пока Он говорил, Он всё меньше и меньше походил на Льва. А то, что случилось дальше, было так прекрасно, что писать об этом я не могу. Для нас это завершение всех историй, и мы честно можем сказать, что они жили долго и счастливо. Но для них это было только началом настоящей истории. Вся их жизнь в нашем мире, все приключения в Нарнии были только обложкой и титульным листом; теперь наконец началась глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле; Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей.
Комментариев нет
Отправить комментарий